Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Примечания

1   См. <Разные мысли о кометах>, стр. 437, 490, 559, и Продолжение разных мыслей>, стр. 58, 118.
2   См. предисловие к третьему изданию.
3   См. <Добавления к <Мыслям о кометах>, стр. 86; см. также стр. 75.
4   Я говорю так потому, что не припоминаю, чтобы я читал об упорном атеизме этих людей или слышал об этом.
5   Я узнал от одного теолога, что именно в этом смысле говорят о божественном провидении, поскольку оно не позволяет преступлениям распространиться настолько, чтобы разрушить общество.
6   В <Разных мыслях о кометах>.
7   См. предисловие к третьему изданию этих <Мыслей>.
8    Ограничьте это евангелическими истинами, которые содержат таинства, ибо следует признать, что заветы морали Иисуса Христа могут быть легко согласованы с естественным светом [разума].
9   Заметьте, что я не хочу осудить тех, кто старается примирить зти таинства с философией; их мотивы могут быть добрыми, а их труды с божьего благословения могут быть порой полезны.
10    Евангелие от Луки, V, 27; IX, 59.
11    Деяния апостолов, XVI, 31.
12    Евангелие от Матфея, XI, 25.
13    Евангелие от Матфея, XVI, 17.
14    Первое послание коринфянам, XIII, 12.
15    Там же, II, 14.
16    Там же, I, 26.
17    Послание к колоссянам, II, 8.
18    Первое послание Тимофею, VI, 20, 21.
19    Ориген. Против Цельса, кн. I, гл. II, стр. 5, 7.
20    Там же, стр. 5.
21    Ориген. Против Цильса. кн. I, гл. II, стр. 6.
22     Второе послание коринфянам, V, 7.
23     В 1687 г. Можно найти в <Универсальной библиотеке> выдержки из многих книг, опубликованных обоими участниками этого диспута.
24     Господа Жюрье и Сорен (95).
25     В сентябре 1696 г.
26    Cicero. Tuscul. quaest., lib. I, p. 845 c. (97).
27    Так называют у схоластов пребывание одного и того же тела в нескольких местах, когда оно не занимает протяженности, занятой другими телами.
28    Так называют пребывание тела во многих местах одновременно, когда оно занимает пространство, занятое другими телами.
29    Это написано в ноябре 1701 г.
30    Джон Вильмот, граф Рочестерский, родился в апреле 1638 г., умер, покаявшись, в 1680 г. Это был человек, отличавшийся умом и писавший сочинения, полные остроумия и изящества, один из тех атеистов, которые живут согласно своим принципам, ибо он был всецело погружен в ужасные излишества пьянства и распутства. Посмотрите <Историю> его обращения - это книга ученого Джильберта Барнета (98). Я пользуюсь латинским переводом, который был опубликован в Утрехте в 1698 г.
31    Посмотрите, что я отвечаю на первое возражение.
32  Так, например, для краткости можно было бы назвать тех, кто вместе со спинозистами признает только одну субстанцию во Вселенной, но заметьте, что ниже я даю это имя тем, кто признает лишь первопричину всех вещей.
33  Послание к римлянам, VIII, 31.
34  Послание к эфесянам, VI, 16.
35  В прим. (В) к ст. <Манихейцы>.
36  Заметьте, это доказывает признание того, что зло превосходит в мире добро.
37 Maimonides\w More Nevochim, p. I (101).
38 См. выше в ст. <Спиноза> прим. (N), V.
39 Т.е. вследствие злоупотребления свободой, которую добрый бог дал созданию.
40 Sextas Empiricas, Pyrrhon. Hypotyp., lib. I, cap. XV, et lib. II, cap. IV (103).
41  См., что Sextus Empiricus сообщает о Горгии Леонтииском в <Adv. math>, lib. VII.
42  Эти слова Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна (гл. Ill, ст. 3): <Если кто не родится свыше, не может увидеть царствия божия>, особенно истинны по отношению к философам; им более, чем другим людям, необходимо родиться вновь, им нужно одно рождение как людям, а другое - как философам.
43   Послание к Титу, III, 9 и 10.
44  В Евангелии от Луки (гл. I, ст. 34 и 35): <Мария же сказала ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю? Ангел сказал ей в ответ; дух святой найдет на тебя, и сила всевышнего осенит тебя по сему, и рождаемое святое наречется сыном божьим>.
45 Это подразумевается по отношению к неверующим.
46  Послание к римлянам, IV, 18.
47  Сент-Эвремон. Разные произведения, т. II, стр. 24.
48  Senec. Natur. quaest., lib. 7, cap. 16 (108).
49  Vossius. De histor latin., p. 98 (109).
50  Seneca. De vita beata, cap. I (111).
51  Паскаль. Мысли, гл. 5 (112).
52  <Lib. de immortalit. animae> (114).
53 Summus utrinque Inde furor vulgo, quod numina vicinorum, Odit uterque locus et. Juven. Satyr., 15(115).
54 Video meliora proboque, deteriora sequor. О via. Metam.Jib 7 (116).
55 Duas tantum res anxius optat panem et circenses Juven. Satyr., 10(117).
56    <Воспоминания> Брантома, ч. 4(119).
57    Брантом. Жизнь Карла VIII.
58    Мезер. Краткая хронология конца жизни Карла IX.
59     Он умер от раны, полученной при осаде Дюнкерка в 1658 г.
60     Cicero. De nat. deor., lib. I.
61     In <Vita Aristippi>.
62     De nat. deor., lib.I.
63     De placit philosoph.
64     ...Clem. Alexandi. in <Protrept>(136).
65     P/inius. Epist. 5, lib. 3.
66     ...De vita beata, cap. 12.
67     Lib. 2, contr. lovinian.
68     <Современное состояние Оттоманской империи> кн. 2, гл. 12.
69    Депро. Послание г-нуде Гиль (143).
70     Sueton. in Jul., cap. 53.
71     Plutarch, in Jul. Caes.
72     Cicero. De finibus, lib. 2.
73    <Nec ignoro plerosque conscientia meritorum, nihil se ease post mortem magus optare quam credere>. Minuc. Felix (146).
74     Г-н епископ Торнаусский. Мемуары о религии, стр. 12.
75     ...Cicero. De offis., I. 3; Horace, lib. I, ep. 17.
76     Cicero. De nat. deor., lib. 1.
77    <Habet venerationern juxtam quicquid excellit>. Ibid,(147),
78     Ibid.
79     De benef., lib. 4, cap. 181(148).
80    См. <Искусство мыслить>, ч. I, гл. 9.
81    Quippe ubi se multi per somnia saepe loquentes Aut morbo delirantes protraxe ferantur. Et celata diu in medium peccata dedisse (Sib. 5)(149).
82     De iunmortal. animae, c. 33(150).
83    Аппия Клавдия децемвира, в 304 г. Рима.
84     Livius. Dec., I., lib. 3.
85    <Eunuch>, act. 3, sc. 5 (152).
86     Гл. II, стр. 238.
87     Гл. XII.
88    Стр. 264.
89    Он умер в Гааге 21 февраля 1677 г.
90     Рикс. Состояние Оттоманской империи, кн. 2, гл. 12.
91    См. де Ламот. Жизнь Тертуллиана и Оригена, стр. 543.
92     Монтень. Опыты, кн. 2, гл. 12.
93     Рапеь. Вера последних веков, стр. 115.
94     Guillielmus Parisiensis. De legibus (157).
95    Лукреций. [О природе вещей], кн. IV.
96    См. [о нем] выше, в начало этой главы.
97    См. <Трактат о вере человеческой>, ч. I, гл. XVII.
98    Нергилий. Энеида, кн. I, ст. 118.
99 Rari quippe boni: numerus vix est totidem, quot Thebarum porta, vol divitis ostia Nili. Juven. Sat. 13, v. 26(171).
100     Ibid., Sat. 2,v. 45(172).
101      Cicero. De natur. deor., lib. I, p. 68.
102      См. у г-на Локка в <Опыте о разуме>, споры г-на Деврие, профессора философии в Утрехте, с г-ном Роелем, профессором богословия во Франекере, и <Journal de Trevoux> за март 1703 г. Амстердам, стр. 185.
103      Cicero. De natur. deor., p. 87.
104     Те, о которых я упоминаю в главе 132 <Разных мыслей> Strabo., lib. 3, p. 113(173).
106     Ibid., lib. 17, p. 565.
107      Fabrice. Apologelicus pro genere humano. Heidelberg, 1682, p. 161. Об этом говорится в <Литературной республике> за июль 1684 г., ст. 3(174).
109 см. <Искусство мыслить>, ч. 4, гл. 6, стр. 421, 422. см. <Мысли о кометах>, гл. 104 и след.
110     Titus Livius, lib. I, p. 13.
111     Гораций. Наука поэзии, ст. 391-399.
112   в гл. XIII и след.
113   Деяния апостолов, XIX.
114      Prudentius. Contra Symmach, lib. I, v. 607, p.28(176)
115     Cicero. Orat. pro roscio comoedo, cap. X, p. 256 (177). us Cicero. Tuscul.,2, init. Fol., 254 В (178).
117     Cicero. Do natur. deor., lib. 3, p. 599,
118     Заметьте, что Диодор Сицилийский (в кн. 3, гл. 9) говорит то же, что и Страбон об атеизме одного народа в Эфиопии.


Создание: АК |