|
|
|
Разве вкус одного не находит хорошим ...Разве вкус одного не находит хорошим мясо, которое вкус другого находит плохим? Разве это различие вкусов мешает каждому находить подходящую для себя пищу, и разве недостаточно того, чтобы чувства показали нам, являются ли объекты подходящими для нас, в то время как мы не знаем их абсолютных качеств, в чем нет необходимости? Достаточно также, чтобы совесть каждого показала ему не то, каковы объекты в себе, а то, какова их относительная сущность, их мнимая истина... VI. Довод, который вытекает из предыдущего, состоит в том, что если допустить, что бог, безусловно, требует, чтобы в вопросе о религии человек останавливал свой выбор только на абсолютно истинном, и что человек будет осужден на вечные муки, если сделает в этом вопросе дурной выбор, то обращение неверного в христианскую религию станет невозможным. Ведь если этому неверному недостаточно избрать то, что ему покажется верным в христианстве, если необходимо, чтобы он принял лишь то, что является несомненной истиной, то он должен точнейшим образом исследовать все секты христианства, сравнить их между собой; он должен узнать все возражения, которые они друг другу делают, равно как и то, что они друг другу отвечают на эти возражения; он должен осведомиться о принципах, на которых основаны указанные возражения и ответы. И если после всего этого ни одна из сект не представится ему обладающей существенным признаком истины, каковым является очевидность доказательства; если при отсутствии такой очевидности, он не найдет в доказательствах той надежности, какой требует его чувство истины, внутреннее убеждение его совести, показывающее ему, когда перед ним истина - в этой ли религиозной общине или в иной, - если, говорю я, он не найдет ничего надежного, ибо, согласно мнению моих противников, этот неверный должен признать, что убеждение совести не ость путеводитель, которому он должен следовать, что с таким путеводителем во сто крат скорее окажешься проклятым, чем спасенным, то ясно, что этот неверный никогда не должен решиться покинуть свое заблуждение... VII. Мое седьмое и последнее соображение состоит в том, что есть много важных заблуждений, которые оправдывают любое преступление, когда их совершают лица, пребывающие в этих заблуждениях, лица, в противном случае заслуживавшие бы вечной смерти. По-моему, естественный свет [разума]
или логика показывает, что мы обязаны знать лишь то, о чем мы в достаточной мере извещены, и верить лишь тому, что нам было доказано убедительными доводами. Но эта достаточность извещения, эта убедительность доказательств находится в существенном отношении к качеству ума тех лиц, которых хотят поучать. Ведь та степень света, которая достаточна для убеждения одного определенного человека, окажется недостаточной для другого... Мне остается ответить на следующее возражение: если бог удовлетворяется тем, чтобы каждый любил то, что он сам считает истиной, то зачем бог
оставил нам Писание? Я отвечаю: сказанное не препятствует тому, что Писание весьма необходимо, ибо в вопросах очень ясных оно есть общее правило для совести всех христиан, а в вопросах менее ясных оно почитается всеми партиями, поскольку все они согласны между собой в том, что то, что говорит Писание, истинно... ПРОДОЛЖЕНИЕ <РАЗНЫХ МЫСЛЕЙ>, ИЛИ ОТВЕТ НА НЕКОТОРЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ, СДЕЛАННЫЕ АВТОРУ ГОСПОДИНОМ*** § I. КАКОЙ ПОРЯДОК БУДЕТ СОБЛЮДАТЬСЯ В ЭТОМ ПРОДОЛЖЕНИИ РАЗНЫХ МЫСЛЕЙ О КОМЕТАХ>? Я уже давно выразил вам, господин, свою благодарность за терпение, проявленное вами, когда вы с пером в руке прочли мою книгу, и я обещал наилучшим образом ответить на сделанные вами возражения. Время от времени вы напоминали мне о моем обещании и в конце концов сочли, что иные занятия вынудили меня отказаться от его выполнения. Я и сам не раз готов был так думать, а между тем все время держал вас в напряжении, - ведь вы не забывали, что в последний раз я писал вам, что вы получите мой ответ, если еще немного подождете. Я по собственному опыту знаю, что автору иногда совершенно внезапно приходят на ум остроумные мысли, воскрешающие те замыслы, которые, казалось, были совсем преданы забвению. У меня оставалось предчувствие, что я испытаю такого рода переворот по отношению к тому, что вы вменили мне в обязанность. Итак, я мог писать совершенно искренне, как вы убедились, прочтя последние из моих писем, и я не заблуждался относительно самого себя, ибо сегодня утром, размышляя о совсем другом деле, я внезапно почувствовал, что во мне родилось сильное желание подвергнуть разбору ваши возражения, и я немедленно разложил записи этих возражений перед собой на столе, твердо решив до конца выяснить соответствующие вопросы и не допустить (насколько это окажется возможным), чтобы что-либо отвлекло меня от этого дела, прежде чем я его закончу. Вот о чем, не теряя времени, я уведомляю вас, господин. Добавлю к сказанному, что я буду следовать тому порядку, в каком вы располагаете свои замечания, Вы не разделили их на определенные группы, а расположили в той последовательности, в какой читали мою книгу, т.е. постранично. Точно так же следуют друг за другом и мои ответы, и, чтобы показать, что я считаюсь со всеми замечаниями, которые получаю от вас я подвергну разбору не только то, что вы выдвигаете в качестве серьезного возражения, но и то, в связи с чем вы высказываете просто сомнение, или ставите вопрос, или делаете любопытное замечание. Остаюсь вашим и т.д. § IV. О ТОМ, ЧТО МНОГОЧИСЛЕННОСТЬ ЛИЦ, ОДОБРЯЮЩИХ КАКОЙ-НИБУДЬ ВЗГЛЯД, НЕ ЕСТЬ ЗНАК ИСТИННОСТИ ЭТОГО ВЗГЛЯДА § V. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СОГЛАСИЕ НАРОДОВ ПО ВОПРОСУ О БОЖЕСТВЕ ДОСТОВЕРНЫМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ |
||
Создание: АК | |