Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Разве вкус одного не находит хорошим ...

Разве вкус одного не находит хорошим мясо, которое вкус другого находит плохим? Разве это различие вкусов мешает каждому находить подходящую для себя пищу, и разве недостаточно того, чтобы чувства показали нам, являются ли объекты подходящими для нас, в то время как мы не знаем их абсолютных качеств, в чем нет необходимости? Достаточно также, чтобы совесть каждого показала ему не то, каковы объекты в себе, а то, какова их относительная сущность, их мнимая истина... VI. Довод, который вытекает из предыдущего, состоит в том, что если допустить, что бог, безусловно, требует, чтобы в вопросе о религии человек останавливал свой выбор только на абсолютно истинном, и что человек будет осужден на вечные муки, если сделает в этом вопросе дурной выбор, то обращение неверного в христианскую религию станет невозможным. Ведь если этому неверному недостаточно избрать то, что ему покажется верным в христианстве, если необходимо, чтобы он принял лишь то, что является несомненной истиной, то он должен точнейшим образом исследовать все секты христианства, сравнить их между собой; он должен узнать все возражения, которые они друг другу делают, равно как и то, что они друг другу отвечают на эти возражения; он должен осведомиться о принципах, на которых основаны указанные возражения и ответы. И если после всего этого ни одна из сект не представится ему обладающей существенным признаком истины, каковым является очевидность доказательства; если при отсутствии такой очевидности, он не найдет в доказательствах той надежности, какой требует его чувство истины, внутреннее убеждение его совести, показывающее ему, когда перед ним истина - в этой ли религиозной общине или в иной, - если, говорю я, он не найдет ничего надежного, ибо, согласно мнению моих противников, этот неверный должен признать, что убеждение совести не ость путеводитель, которому он должен следовать, что с таким путеводителем во сто крат скорее окажешься проклятым, чем спасенным, то ясно, что этот неверный никогда не должен решиться покинуть свое заблуждение...

VII. Мое седьмое и последнее соображение состоит в том, что есть много важных заблуждений, которые оправдывают любое преступление, когда их совершают лица, пребывающие в этих заблуждениях, лица, в противном случае заслуживавшие бы вечной смерти. По-моему, естественный свет [разума] или логика показывает, что мы обязаны знать лишь то, о чем мы в достаточной мере извещены, и верить лишь тому, что нам было доказано убедительными доводами. Но эта достаточность извещения, эта убедительность доказательств находится в существенном отношении к качеству ума тех лиц, которых хотят поучать. Ведь та степень света, которая достаточна для убеждения одного определенного человека, окажется недостаточной для другого... Мне остается ответить на следующее возражение: если бог удовлетворяется тем, чтобы каждый любил то, что он сам считает истиной, то зачем бог оставил нам Писание? Я отвечаю: сказанное не препятствует тому, что Писание весьма необходимо, ибо в вопросах очень ясных оно есть общее правило для совести всех христиан, а в вопросах менее ясных оно почитается всеми партиями, поскольку все они согласны между собой в том, что то, что говорит Писание, истинно...

ПРОДОЛЖЕНИЕ <РАЗНЫХ МЫСЛЕЙ>, ИЛИ ОТВЕТ НА НЕКОТОРЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ, СДЕЛАННЫЕ АВТОРУ ГОСПОДИНОМ***

§ I. КАКОЙ ПОРЯДОК БУДЕТ СОБЛЮДАТЬСЯ В ЭТОМ ПРОДОЛЖЕНИИ РАЗНЫХ МЫСЛЕЙ О КОМЕТАХ>?

Я уже давно выразил вам, господин, свою благодарность за терпение, проявленное вами, когда вы с пером в руке прочли мою книгу, и я обещал наилучшим образом ответить на сделанные вами возражения. Время от времени вы напоминали мне о моем обещании и в конце концов сочли, что иные занятия вынудили меня отказаться от его выполнения. Я и сам не раз готов был так думать, а между тем все время держал вас в напряжении, - ведь вы не забывали, что в последний раз я писал вам, что вы получите мой ответ, если еще немного подождете. Я по собственному опыту знаю, что автору иногда совершенно внезапно приходят на ум остроумные мысли, воскрешающие те замыслы, которые, казалось, были совсем преданы забвению. У меня оставалось предчувствие, что я испытаю такого рода переворот по отношению к тому, что вы вменили мне в обязанность. Итак, я мог писать совершенно искренне, как вы убедились, прочтя последние из моих писем, и я не заблуждался относительно самого себя, ибо сегодня утром, размышляя о совсем другом деле, я внезапно почувствовал, что во мне родилось сильное желание подвергнуть разбору ваши возражения, и я немедленно разложил записи этих возражений перед собой на столе, твердо решив до конца выяснить соответствующие вопросы и не допустить (насколько это окажется возможным), чтобы что-либо отвлекло меня от этого дела, прежде чем я его закончу.

Вот о чем, не теряя времени, я уведомляю вас, господин. Добавлю к сказанному, что я буду следовать тому порядку, в каком вы располагаете свои замечания, Вы не разделили их на определенные группы, а расположили в той последовательности, в какой читали мою книгу, т.е. постранично. Точно так же следуют друг за другом и мои ответы, и, чтобы показать, что я считаюсь со всеми замечаниями, которые получаю от вас я подвергну разбору не только то, что вы выдвигаете в качестве серьезного возражения, но и то, в связи с чем вы высказываете просто сомнение, или ставите вопрос, или делаете любопытное замечание. Остаюсь вашим и т.д.
8 октября 1703 г.

§ IV. О ТОМ, ЧТО МНОГОЧИСЛЕННОСТЬ ЛИЦ, ОДОБРЯЮЩИХ КАКОЙ-НИБУДЬ ВЗГЛЯД, НЕ ЕСТЬ ЗНАК ИСТИННОСТИ ЭТОГО ВЗГЛЯДА
Вы высказываете сомнение в справедливости изложенного мной в главе 7 и в некоторых других местах моей книги положения, согласно которому указание на бесчисленное множество людей, утверждающих нечто, является весьма плохим доказательством истинности утверждения. Вы опасаетесь, что эта моя мысль может повлечь за собой опасные последствия в отношении учений, которые должны быть для нас бесконечно дороги. Отвечаю вам, господин, что с этой стороны вам нечего опасаться. Великие и значительные истины обладают внутренними свойствами, поддерживающими их. Именно по этому признаку мы и должны отличать такие истины, а не по внешним особенностям, которые могут быть лишь двусмысленными, поскольку они принадлежат то заблуждению, то истине. Но кто же может подвергнуть сомнению тот факт, что существует множество глубочайших заблуждений, которые имеют больше сторонников, чем учения, против которых эти заблуждения направлены? Разве те, кому известна истинная религия, не малочисленнее тех, кто впал в заблуждение о том, что касается культа истинного бога? Добродетель и ортодоксальность - почти однозначные выражения. Порядочные люди встречаются очень редко: <Apparent ran nautes in gurgite vasto>98. Нет нужды, чтобы я отсылал вас по этому вопросу к сатирам Ювенала". Едва ли найдется один порядочный человек на сто тысяч. Инакомыслящие почти в такой же пропорции превосходят своим числом ортодоксов. Они могут гордиться своей многочисленностью: <lllos defendit numerus inctaeque umbone phanauges>100 - и издеваться над малочисленностью своих противников. Словом, истина явно проиграла бы, если бы решение зависело от большинства голосов. Так что не выдвигайте сомнений, направленных против максимы, на которую я сослался...

§ V. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СОГЛАСИЕ НАРОДОВ ПО ВОПРОСУ О БОЖЕСТВЕ ДОСТОВЕРНЫМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ
ТОГО, ЧТО БОГ СУЩЕСТВУЕТ? КАК ИЗЛАГАЛ ЭТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЭПИКУРЕЕЦ БЕЛЛЕЙ В ОДНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ЦИЦЕРОНА?
Но не следует ли опасаться, скажете вы, что если людям будет предоставлена свобода предпочитать взгляды каких-нибудь отдельных лиц общепринятым мнениям, то тем самым будет нанесен удар одному очень хорошему доказательству существования бога, а именно аргументу, который мы основываем на том, что все народы на земле признают существование божества? Это, господин, главное ваше сомнение. Сейчас я постараюсь избавить вас от него и займусь этим тем более тщательно, что вижу: вы так встревожены этим вопросом, как если бы у ворот вашего города стоял со своей армией Ганнибал.


Создание: АК |