Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


За 15 лет, говорил Поляков на ...

За 15 лет, говорил Поляков на «разборе полетов», АвтоВАЗ утратил правильную систему организации труда и заработной платы. Нормированное задание, которое являлось основой оценки затраченного труда, извратилось и перестало играть свою роль. Рабочие (от руки в документе вставлено “отдельные”) получают зарплату практически ничего не делая. Очень много простоев. Ряд служб вообще вышли из под контроля в вопросах эффективности, научно-технического прогресса и оплаты труда. Тов. Бредихин (начальник отдела организации труда и заработной платы) проявляет в этом вопросе близорукость, но еще больше экономические службы производств, а общественные организации вообще эти вопросы игнорируют1.

В сентябре 1986 г. АвтоВАЗ представил в Минавтопром “широкую” программу модернизации на 12-ю и 13-ю пятилетку и на перспективу до 2000 г., которая предусматривала повышение технического уровня и конкурентоспособности автомобилей. На самом деле программа выглядела весьма скромной. До 1995 г. предполагалось сохранить модели 2105-2107, модернизировав подвеску, рулевое управление, тормозную систему и др. Наибольшей модернизации должны были подвергнуться восьмая и девятая модели, измениться их интерьер и внешний вид. Пока же констатировалось, что их разработка значительно уступает зарубежным аналогам по динамике, экономике, управляемости, тормозным свойствам, интерьеру, эстетическим качествам, шумности, вибрации и т.д. Намечалось внедрение модели 2110, однако качественный скачок предполагалось осуществить только на моделях 2116-2117, должных выйти на передовые позиции в мировом автомобилестроении к 2000 г. Хотя отмечался ряд дефектов “Нивы” и нецелесообразность сохранения существующей модели до 1994 г., только с этого года намечался запуск нового семейства 2123-21252.

В соответствии с программой ускорения в АвтоВАЗе создавался НТЦ легкового автомобилестроения. Директором НТЦ назначался В.В.Каданников. В марте 1987 г. строители Автозаводстроя приступили к сооружению первых объектов НТЦ, но лишь в январе 1990 г. первая очередь центра площадью 25 тыс. кв м (из 175 тыс. намеченных) была подготовлена к сдаче, и, как писали газеты, НТЦ начал действовать3. По сути более трех лет ушли на поиск помещений, подбор кадров, проведение совещаний и составление планов работы.
В январе 1987 г. А.И.Ясинский в интервью центральной газете “Известия” сказал: “Два года мы работаем в новых условиях. Но сегодня у нас неясностей и путаницы больше, чем их было в начале пути... Мы зачастую самостоятельны только на словах, на деле же происходит совсем иное. Обстановку неуверенности... порождает Минавтопром, внося, мягко говоря весьма странные коррективы в наши планы”. Говорил о том, что о предусмотренных дополнительных ресурсах на строительство НТЦ в размере 160 млн руб. министерство якобы узнало только от ВАЗа (на самом деле приказ о его создании был издан), допуская и другие “зевки” на сотни млн руб. Утешают, мол, что в ходе пятилетки отдадим вам эти средства. “Но где же тогда стабильность, нормативная база, без чего невозможна подлинная самостоятельность? - задавал вопрос Ясинский. - Нас опять вынуждают обивать министерские пороги, клянчить средства... Получается лишь половинчатое самофинансирование, частичный хозрасчет”4.

Вместе с тем обозначилась и центральная проблема АвтоВАЗа. Она заключалась в старении оборудования, большая часть которого была изготовлена почти 20 лет назад, его физическом и моральном износе. На смену его требовались куда большие средства, чем выделялись централизованно или завод мог заработать сам. Через некоторое время перед АвтоВАЗом неизбежно возникала дилемма: либо одним махом сменить оборудование, что означало бы надолго остановить завод, или не заменять, нести огромные расходы на ремонт, простаивать, снижать качество. Реконструкция завода “на ходу” была компромиссом, который обусловил противоречивость развития производства в этот период.


1 РГАЭ. Ф. 398. Оп. 1. Т.4. Д. 10431. Л. 41-52.

2 РГАЭ. Ф. 398. Оп. 1. Д. 10977. Л. 26-29. В качестве приложения к программе была составлена схема содержания работ с разбивкой по годам. См.: Д. 11408. Л. 16-17.

3 Газета “За коммунизм”. 5 января 1990 г.

4 Половинчатость тормозит вазовское ускорение, мешает внедрению новых методов хозяйствования // “Известия”. 30 января 1987 г.


Создание: АК |