Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


В апреле 1986 г. на завод приехал ...

В апреле 1986 г. на завод приехал М.С.Горбачев. Выступая с речью на партийно-хозяйственном активе г. Тольятти, он говорил: “Каждый раз, когда завод представляет очередную модель, мы слышим: новый автомобиль будет на уровне лучших мировых образцов... Почему вы не поставите перед собой задачи помасштабнее - быть своего рода законодателями автомобильной моды в мире? Это такому квалифицированному коллективу по плечу. И мы бы вас поддержали... Почти год автостроители работают на новых принципах планирования... Мы, товарищи, очень заинтересованы в вашем успехе”1. В плане реализации предложений Горбачева был издан приказ министра, одним из главных пунктов которого создание на АвтоВАЗе научно-технического центра (НТЦ) легкового автомобилестроения, который, по сути, и должен был стать “законодателем автомобильной моды”. Как на предприятие, должное возглавить путь к “ускорению” и “перестройке” экономики, на завод зачастили тогдашние “корифеи” экономической мысли: А.Аганбегян, Л.Абалкин, С.Ситарян, С.Шаталин, Г.Попов, выступавшие перед вазовцами при полных аудиториях и даже собравшихся за их пределами.

Под руководством А.И.Ясинского группа экономистов АвтоВАЗа разрабатывала конкретные предложения по программе ускорения2. На базе новых отношений с государственным бюджетом по распределению финансовых потоков и средств, полученных объединением в результате хозяйственной деятельности 23% от прибыли должно было направляться в госбюджет, а 77% оставаться АвтоВАЗу. За счет больших отчислений от прибыли планировалось увеличение более чем на 40% фонда развития производства, науки и техники, 24% (31%?) - в фонд социального развития (ФСР), 13% (17%?) - в фонд материального поощрения. Предлагалалось ввести внутреннюю конвертируемость рубля, снизить число утверждаемых по плану показателей. Вместо 248 по объемам производства, себестоимости, финансам и труду их число предполагалось сначала сократить до 72, а в будущем - до 16. За счет этого - уменьшить число командировок в Москву для согласования плановых показателей. Ставилась задача внедрить нормативные методы в формировании фондов, отказаться от “субъективно убеждающих”. Тем самым - стабилизировать их на весь период новой пятилетки.

Специфическая особенность ВАЗа, писали авторы программы, состоит в большой насыщенности производства сложным оборудованием и автоматическими линиями. В развитых странах с огромным автомобильным производством и условиями острой конкуренции выпускается самое современное специальное оборудование, которое в стране не производится на современном уровне, тем более в короткие сроки и в таких масштабах, которые необходимы для перевооружения ВАЗа, и настаивали на экономической выгодности импорта значительной доли оборудования из развитых капиталистических стран и стран СЭВ. С этой целью в объединении должен быть создан крупный валютный фонд, в отличие от других предприятий - на хозрасчетных началах, т.е. в процентах от валютных поступлений за поставку продукции и услуги, оказываемые за границей. Из стран с свободно конвертируемой валютой - 40%, из стран СЭВ - 10%. Предполагалось, что валютный фонд сможет обеспечить до 40% потребности в оборудовании и значительную долю потребности в оборудовании предприятий-смежников, поскольку до 25% валютных отчислений объединение могло использовать на закупку оборудования. Таким образом, в отличие от других предприятий, которые покупали оборудование за счет централизованных валютных средств, выделяемых из бюджета, .АвтоВАЗ рассчитывал на самостоятельное “зарабатывание” валюты. Считалось, что это позволит ликвидировать работу квалифицированных специалистов по “выколачиванию” в министерствах лимитов и ресурсов на освоение новой техники и техническое перевооружение производства. Увеличить экспорт предполагалось на 20%.

Фонд развития производства, науки и техники (ФРП) АвтоВАЗа программа предлагала определять по лимитам, утвержденным проектом технического развития, а лимиты фонда рассчитывать по очередности: 1) расчет с банками за предоставленные кредиты и уплата процентов по ним; 2) финансирование строительства дорог местного значения; 3) финансирование прироста оборотных средств; 4) возмещение затрат по основной деятельности на основании смет, утверждаемых директором по экономике; 5) финансирование затрат по внедрению новой техники (НИОКР, лицензии и пр.) на основании планов, утверждаемых техническим директором; 6) финансирование капитальных вложений, утверждаемых генеральным директором. Недостаток средств покрывать за счет кредитов банка с последующим гашением и уплатой процентов по ним из средств того же фонда. Сверх лимитов в него должны были включаться средства, полученные от реализации имущества, числящегося по основным фондам.


1Цит. по: “На волне памяти” Книга вторая. С. 79.

2 Не раз упомянутая книга: “Ускорение социально-экономического развития объединения: Опыт АвтоВАЗа”, вышедшая в 1988 г. Далее излагаются отдельные положения вазовской концепции ускорения.


Создание: АК |