Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


“Застой”, “ускорение” и “перестройка” в СССР

В 1980-е гг. “АвтоВАЗ” продолжал оставаться флагманом советской экономики. По дорогам страны “бегало” уже более десяти миллионов легковых автомобилей, основную часть которых составляли “Жигули”. От заводского коллектива ждали решения автомобильной проблемы, постановки в массовое производство новых, более качественных и комфортабельных моделей. Но история АвтоВАЗа в эти годы оказалась в тесной связи с теми неоднозначными процессами, которые происходили в СССР.

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С.Горбачев. В истории страны открывалась новая страница. Первые два года его пребывания у власти прошли под знаком политики “ускорения социально-экономического развития страны”, провозглашенной на апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. Она ставила задачу быстрого подъема экономики за счет перераспределения финансовых потоков и новой структурной политики. Машиностроение было определено в качестве нового приоритета в экономике. Особые надежды Горбачев на Волжский автозавод как олицетворение самого передового опыта в машиностроении. АвтоВАЗ оказался в эпицентре событий, которые начали происходить в стране, должен был стать пионером и первопроходцем реформирования советской системы.

Программа “ускорения” не была чем-то радикально новым, а являлась новым сочетанием приемов и методов, характерных для советского прошлого. Как и прежде, развитие экономики связывалось с директивным планированием. Концепция быстро пришла в противоречие с сложившимися к середине 1980-х производственными и прочими отношениями и стала дестабилизировать планово-директивную систему. Для развития промышленности потребовались дополнительные ресурсы топлива и сырья, создавшие напряжение по всей цепочке производственных связей. Валютные инвестиции в закупку оборудования не дали ожидаемых результатов, размеры их поступлений снизились из-за падения цен на нефть на мировом рынке. Доходы от экспорта упали на треть. Поточные линии на предприятиях простаивали из-за отсутствия нужных комплектующих, запасных частей и деталей.

В январе 1987 г. Горбачев и его “команда” провозгласили курс на “перестройку” под лозунгом “больше демократии, больше социализма”, создания “социализма с человеческим лицом”. С опорой на широкие массы трудящихся предполагалось провести интенсификацию экономики, внедрить в нее самые современные достижения науки и техники, устранить препятствия на пути этого процесса, которое виделось теперь в сопротивлении аппарата и реформировании политических институтов общества. Первым шагом в контексте этих деклараций должна была стать выборность сверху донизу, начиная от Советов всех уровней, до административных постов на предприятиях и в учреждениях. Демократизация мыслилась как способ создания конкуренции, динамичного развития и замены административно-командной системы экономическими рычагами. Началось широкое обсуждение рыночных идей, развернулись дискуссии в стране по поводу того, какое место рынок должен занимать при социализме.

Ведущие экономисты страны выступали за внедрение различных моделей хозрасчета на основе самофинансирования, самоуправления и самоокупаемости предприятий. Их хозяевами должны были стать избранные на демократической основе Советы трудовых коллективов (СТК), которые получали широкие права в решении социальных вопросов. Функции министерств сводились теперь к стратегии развития отраслей, определению только основных контрольных цифр и госзаказа, который не должен был превышать 85% от планируемого уровня производства, а в дальнейшем - уменьшаться. Всю продукцию, производимую сверх госзаказа, предприятия получили право реализовывать по рыночным ценам. Вводилось новое положение об оплате труда: до 50% фонда заработной платы можно было перечислять на премии. Определялись проценты повышения надбавок к зарплате. По каждому показателю повышение оплаты труда должно было рассчитываться отдельно. Новый хозяйственный механизм вступал в силу с 1 января 1988 г.


Создание: АК |