Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Примечания - 3

219 См. <Разные мысли>, гл. 127.
220      См. [Августин], гл. 9 кн. 5 <0 граде божьем>.
221   Varron apud August De civitas dei, lib. 6, cop. 5, p. 584.
222      См. в моем <Словаре> примечание (G) к статье <Павликиане> и Жак Томазий. Диссертация о стоической философии.
223      Вергилий. Буколика 3, стр. 104.
224      См. <В Историческом и критическом словаре> примечание (F) к ст. <Павликиане>, где говорится о том, почему г-н Жюрье остановился на теории абсолютного предопределения. См. также в том же <Словаре> примечание (F) к ст. <Зенон Элеец>.
225     Я говорю так по причине некоторых обстоятельств, о которых я скажу ниже, обсуждая позицию учеников Стратона в связи с ответом на третье возражение.
226      Т.е. если они зависят от мыслящей причины, то дело обстоит так, что эта причина не управляет посредством свободных актов своей воли созданием этих идей.
227      См. Фоссий. О происхождении идолопоклонства, кн. 2, гл. 40.
228      См. Самюель Паркер. Спор о боге, стр. 372.
229      См. Лукреций. О природе вещей, кн. V, ст. 371 и след, и в других местах.
230      Cicero. Acad, quaest., lib. 2, p. 211 С. См. в <Историческом и критическом словаре> прим. (А) к статье <Спиноза>.
231      См. Арнс. Размышления о новой системе природы и благодати, т. I, стр. 49 и след. и стр. 93.
232      См. по этому вопросу прим. (F) к ст. <Овидий> в <Историческом и критическом словарем
233      См. Леклерк. Избранная библиотека, т. I, стр. 26-27.
234      См. прим. (R) к ст. <Эпикур> в <Историческом и критическом словарем
235      См. Томазий. Истолкование Стальяни, стр. 494.
236      <Si lapidem repente Conditor velit facere hominem, efficere id non poterit. Atque id est, in quo opinio nostra ac Platonis, turn aliorum, qui apud Graecos de rerum natura recte scripserunt, a Mosis dessidet. Satis enim habet is, si Deus materiam exornare velit, ea autem repente est exornata. Omnia enim Deum facere posse arbitratur, etiam si ex cinere equum aut bovem facere velit. Nos autem non ita sentimus, sed protitemur quaedam naturam facere non posse, eaque Deum ne aggredi quidem omnino, sed ex iis, quae facere potest, quod melius est, eligere>. Galen, lib. II. De usu part., cap. 14 (apud. Tomas, ib. pag. 495) (202).
237      Заметьте, что те, кто отрицал, что бог содействует вторичным причинам, - люди больших достоинств (см. <Новости литературной республики>, декабрь 1686 г., стр. 7, 1370, и <Исторический и критический словарь>, стр. 2332, изд. 2). Заметьте также, что признаваемое томистами предопределенное содействие не противоречит сказанному мной о том, что грушевое дерево направляет содействие бога к образованию груши, а не яблока. Если начнут придираться к этому, то еще более запутают учение в содействии.
238      За исключением картезианцев.
239      См. Отец Пардье. Познание животных, § 5, стр. 31 и след.
240      См. выше (§ XXI); заметьте, что и поныне философы, совершенно исцелившиеся от заблуждений схоластов, приписывают природе слепую деятельность (см. <Лейпцигский журнал>, 1698, стр. 63, 427, и <Новости литературной республики>, декабрь 1686 г., ст. 3).
241      См. выше [§ СХ].
242      Заметьте, что есть еретики (в том числе Гермоген (203)), которых Тертуллиан называет materiarios [материалистами] и которые верят в вечность материи (см. Фоссий. О происхождении идолопоклонства, кн. 7, гл. 7).
243      Это возражение было сделано г-ном Пуаре в 1679 г. Он его опубликовал, сопроводив своим ответом в нескольких словах, которые отнюдь не устраняют это затруднение <Cogitationes rationules de deo, anima et male» (стр. 652, изд. 1685) (204).
244      Beringaro. In <Circulo Pisano>, part. I, p. 115 (205).
245      См. трактат Плутарха о противоречиях у стоиков.
246      См. трактат Плутарха о противоречиях у стоиков.
247      Способ, каким размножаются люди, может убедить в том, что боги возникли из материи.
248      См. <Исторический и критический словарь>, прим. (G) к ст. <Овидий>.
249     Aborigines genus hominum agreste, sine legibus, sine imperio liberum atque solutum. Sallusi De bello catilin, p. 10 (206).
250    ...Sallusi in <Bello Jugurth>, p. 231, 232 (207).
251    Pompon. Mela, lib. I, cap. 8, p. 10 (208).
252      Это народы Америки, о которых говорит г-н Арно...
253   в <Описании Африки> Даппера, стр. 326 и след.
254      Гобьен. История Марианских островов, стр. 46, 49, 51,53.
255      Гобьен. История Марианских островов, стр. 43, 50.
256      Справьтесь в гл. 161 <Разных мыслей>.
257      Cicero. Pro Roscio Amerino, cap. 27, p. 163, 169. (Orat. pro Public Adintio, cap. 18, p. 30),
258      См. Юстин, кн. 2, гл. 2. Я цитировал его слова в <Историческом и критическом словаре> (209).
259      В т. 3, стр. 3139, 3140 [изд. 1702 г.].
260      Это говорится главным образом о греках и никоим образом не должно пониматься как положение, высказываемое вообще.
261     Тацит дает пример этого во 2-й кн. <Анналов> в гл. 27 и след.
262     Titus Livius, lib. 22, init (210).
263     См. Исход, XVI, 12.
264     См. выше (§ XXXIV) (211).
265     Это говорится вне всякого отношения к принципам картезианцев относительно причин идей и без желания повредить этому учению.
266      Grot/us. De jure belli et pacis, lib. 2, cap. 20, § 46, p. 394... Pufendori De jure naturae et gent. lib. 3, cap. 4, §4, p. 259.
267     В гл. 178; см. также гл. 174.
268     См. в моем <Словаре> прим. (G) к статье о нем.
269     См. в моем <Словаре> прим. (Н) к ст. <Диагор>.
270     См. 2-ю книгу Плиния в начале 7-й гл. и в ее конце...
271     В § CXIV.
272      Гобьен. История эдикта императора Китая (на последней странице предисловия)
273      См. § CXLIII.
274     Даппер. Описание Африки, стр. 385.
275      Там же, стр. 377, 378. Заметьте, что г-н де Рошфор, священник Валлонской церкви в Роттердаме, человек выдающегося благочестия, заявил в своей <Истории Антильских островов>, кн. 2, стр. 458, что <караибы (которых он называет атеистами на стр. 469) очень хорошо умеют упрекать европейцев в том, что узурпация последними их отчизны
276      Плутарх. Пирр, стр. 393 А.
277     Даппер, стр. 378.
278     Там же, стр. 388.
279     Там же, стр. 388, 389.
280     Т.е. что за это воззрение их не обвиняют в инакомыслии.
281      В гл. 174.
282      См. <Первое разъяснение> в конце моего <Словаря>.
283     Арнс. Пятое обвинение философского греха, стр. 45.
284      Заметьте, что их карают, даже когда они покаялись. Г-н Арно в своем <Первом обвинении> (стр. 35) говорит об одном дворянине из Кельна, который, будучи убежден в истинности атеизма, <был осужден на смерть в 1689 г., хотя он признал свое безбожие и отрекся от него>.
285      Их побуждает поступать так лишь особая заинтересованность в том, чтобы добиться победы в споре, ибо вообще иезуиты столь же чистосердечно, как и другие, признают существование атеистов. Вот слова г-на Арно (стр. 103 в его <Лжемудрствовании Марселя>): <Со времени открытия народов Америки стали лучше известны те мнения о существовании бога как творца мира, которые могут иметь варварские народы. И Молина вместе с другими иезуитами свидетельствует, что народы Бразилии, до того как им принесли свет Евангелия не имели никакого понятия о божестве>.
286   См. <Разные мысли>, гл. 180, стр. 561.
287   в <Разных мыслях>, начиная с гл. 178 и до 182.
288   Отсюда следует исключить некоторые особые случаи, как, например, намерение убить монарха и т.д.
289      При некоторых обстоятельствах здесь допускаются исключения.
290      В третьем томе этого сочинения, когда я подвергну исследованию возражение, основанное на том, что всегда считали, будто религия есть основа общественного спокойствия.
291      Стоики отстаивают этот взгляд, как видно из различных мест книги императора Марка Аврелия (216). Есть люди, требующие, чтобы из учения о предопределении делались такие же выводы, чтобы эти выводы делались по крайней мере из учения тех, кто вместе со Скалигером (in Cardan exerc., 249, cap. 3) утверждают, что бог сделал все наилучшим образом.
292      В XVI в. жили некоторые атеисты, считавшие, что природа права такова: <Naturam definiunt, vim quandam esse rationis atque ordinis participem, a qua, et in qua omnia, extra quam nihil>. Petrus Pasckalius in epistol., p. 117. Издано в Лейдене, 1548 (217).
293      Как это имеет место, например, в длинной цепи геометрических доказательств.
294      См. там гл. 135. 176, 181 и в других местах.
295      См. <Разные мысли>, гл. 176, стр. 544, и заметьте, что в отношении нравственности совершенно все равно, признавать ли существование бога, отрицая провидение, или отрицать также существование бога...
296      См. сотни отрывков из Сенеки, приведенных выше, и <Руководство> Эпиктета.
297      См. в <Историческом и критическом словаре> прим. (Н) к ст. <Хризипп> и прим. (Т) к ст. <Эпикур>.
298      Sue ton. in Tiberio, cap. 69 (219).
299      Если вы хотите увидеть, с какой силой было доказано стоикам, что их fatum означает гибель свободы, вам достаточно прочитать Лукиана <Юпитер уличенный>, соч., т. 2, стр. 173 и след., а также трактат Александра Афродизийского <De rato> (Греции включил его в свои <Sententiae phiiosopho rum de fato) и Немезия <De natura homina>, гл. 35 (220).
300     Заметьте, что, даже когда лишь сам рассуждающий человек находит в своем рассуждении ошибку, он огорчается, он казнит себя за свой промах. То же самое происходит, когда замечаешь, что ты плохо перевел отрывок, когда обнаруживаешь у себя грубую грамматическую ошибку, и т.д. (см. гл. 95).
301 Cicero. De offici., lib. 3, cap. 8, 9 (221). Я пользуюсь переводом г-на Дюбуа.
302 Т.е. некоторые философы.
393 Cicero. De legibus, lib. 1, 330, 331 (222).
304 Бартий собрал большое количество их в своем комментарии на слова консула Клавдия>.


Создание: АК |