|
Примечания - 2
119 См. их имена и их высказывания в диссертации г-на Фабриса, озаглавленной <Apologeticus pro genere humano contra calumniam atheismi>(179). Заметьте, что он не говорит о тех, кто утверждал, что друзы (народ Ливана) - атеисты (см. Беспье в его примечаниях к Рико, т. 2, стр. 649; см. также Лефевр. Предисловие к <Трактату о суеверии>, и Локк. <Опыт о разуме>, кн. I, гл. 3, стр. 71).
120 Гомер. Гимн Аполлону, стр. 786.
121 У Симплиция в <Эпиктете>.
122 Simplicius ib. et Servius in Aen., lib, 6, v. 618 et Pausanias, lib. 9, cap. 36 (181).
123 loh. Ladovicus Fabritius in Apologet. generis bumani, p. 159, et seq.
124 Они удалены от Филиппинских островов на тристачетыреста лье. Первым открыл их Магеллан.
125 Шарль ле Гобьен. История Марианских островов. Париж, 1700, стр. 64 (182).
126 Там же, стр. 65.
127 Там же, стр. 43.
128 Plato. De legibus, lib. 10, circa init., p. 946. Платон очень красноречиво описал, каким способом вера в существования богов сообщается детя м.
129 Cicero,De nat. deor., lib. 3, p. 398. Это согласуется с требованиями, которые г-н Декарт предъявляет к тем, кто ищет истину.
130 Plato. De legibus, lib. 10, p. 945, Cup. 947 B.
131 См. замечание Платона (в <Законах>, кн. 10, стр. 496) о том, как внедряют в сердца детей религию.
132 Varro apud August/nus.De civitas dei, lib. 6, cap. 3(184)
133 Максим Тирский в диссертации (I, стр. 5) сравнивает атеиста с быком, родившимся без рогов (184а)...
134 Рапен. Сравнение Платона и Аристотеля, последняя гл., § 11, стр. 425.
135 Мерсенн в комментарии на <Книгу Бытия», напечатано в Париже в 1623 г.
136 Жюрье. Политика клерикалов, стр. 85, 86.
137 <Cum in detegenda atque confundenda impietate atheistica (hodie proh dolor! tantum non ubique radices profumdissimas agente, ac eousque infaniae progressa, ut non tantum divinitatem inficietur, verum etiam omnes eruditionern profundiorem consecutos, fautores suos mentiatur), per aliquod temporis spatium occupatus, sectae illius pestilentissimae originern
pariter ас nelandum va orbe Europaeo progressum indagaverim>. Theoph. Spizelius in epist. dedicat. scruptinii atheismi (186).
138 Десять или двенадцать лет назад я спросил одного человека, знавшего очень близко г-на... - члена Королевского общества и великого математика (как о том свидетельетвуют его сочйнеййя), - какой религии тот придерживается. <Увы, - ответил этот человек со вздохом, - он считает, что небеса всегда существовали независимо от чего бы то ни было и вечно будут такими, какими мы их видим>.
139 Эпикур признавал началами всех существ только атомы и пустоту...
140 Рикс. Современное состояние Оттоманской империи, Т. 2. стр. 395; см. <Разные мысли>, стр. 174.
141 Рикс. Современное состояние Оттоманской империи, стр. 397.
142 См. <Исторический и критический словарь>, статьи <Спиноза>, <Япония>. Вы найдете, что некоторые языческие философы придерживались
почти такого же мнения.
143 Исход, XXXII, 1.
144 Первое послание к Тимофею, IV, 8.
145 Эзоп. Басни. Басня 20, стр. 104.
146 Жюрье. Трактат о природе о благодати, стр. 224.
147 Там же, стр. 225.
148 Там же, стр. 247, 248.
149 Вот что говорит Палигентий (кн. 5, стр. Ill) о священниках и монахах: <Deme autem lucrum superos et sacra negabunt, Ergo sibi, non coelicolis, haec turba ministrat. Utilitas facit esse deos: qua nempe remota, Templa ruent,nec erunt arae nec Jupiter ullus> (188).
150 Мольер. Тартюф, акт 4, сцена 5, стр. 76.
151 Дейе. Письмо к г-ну Лекоку, стр. 20 (189).
152 Дейе. Описание Канады, 1642.
153 Дейе. Ответ Коттиба. ч. 3, гл. 14, стр. 228.
154 Коттиба. Возражение на письмо-г-на Дейе, стр. 52.
155 Cicero. De nat. deor., lib. I, p. 85.
156 СМ. Паскье. Исследование Франции, кн. 6, гл. 34, стр. 235.
157 В этом же <Добавлении> есть другие главы, имеющие отношение к данному вопросу.
158 Сорен. Размышления о правах совести, стр. 227 и след.
159 Pluto. De legibus, lib. X, p. 945 E.
160 см. <Разные мысли>, гл. 65.
161 Senec. De benef., lib, 4, cap. 4, p. 70.
162 <Cum multae res in philosophie nequaquam satis adhuc explicatae sunt, turn persifficillis, Brute (quod tu minime ignoras) et per obscura cuaestio est de
natura deorum: quae et ad agnitionam animi pulcherrima est et ad moderamdam religionem necessaria. De quae tarn variae sunt doctissimorum hominum tamque discrepantes sententiae, ut magno argumento esse debeat, causam, id est principium philosophiae, esse scientiam>. Cicero. De nat. dior., init (190).
163 См. Сенека. Предисловие к кн. I <Natur. quaest>.
164 См., что сообщает Цицерон в кн. I <0 природе богов> относительно учений множества философов о богах; см. также Plutarch. De placitis philosoph., lib. I.
165 Это можно доказать, рассмотрев различные высказывания Сенеки и других авторов (см. гл.26).
166 См. Докк. Опыт о [человеческом] разуме, кн. 1, гл. 3, стр. 79.
167 Т.е. посмотреть на небеса. <Quid potest esse tarn apertum, tamque perspicuum, cum caelum suspeximus, caelestiaque contenplati sumus, quam esse aliquod numen praestantissimae mentes, quo liaec
regantur>. Cicero. De natur. deor., lib. II, p. 196 (191). См. об этом замечания Лескалопье (192), цитирующего ереди прочих авторитетов пророка Давида, псалом VIII, 18 (также 19).
168 См. Seneca, ibi supra [выше]; заметьте, что г-н Жакело (193) в предисловии к <Диссертации о существовании бога> признает, что божество есть внечувственный объект, духовное существо, которое мы можем постичь лишь усилием ума в размышлением.
169 См. знаменитый сонет об Урании в сочинениях Вуатюра (194), а также, в написанной Костаром защите сочинений Вуатюра, стр. 134 и след.
170 См. <Исторический и критический словарь>, прим. (D) к ст. <Анаксагор>.
171 См. отрывки, приводимые г-ном Леклерком в его <Избранной библиотеке>, т. II, стр. 11 и след. (195).
172 Я говорю так, потому что на деле они не следуют обычным для перипатетиков путем.
173 См. <Избранную библиотеку^ т. 2, стр. 78 и
след.
174 См. там же, стр. 352 и след.
175 Не думаю, чтобы гипотеза Сеннерта (197) оказалась подходящей в данном случае.
176 <Разные мысли>, гл. 114, стр. 337.
177 <Дополнение к "Разным мыслям">, гл. 4. Ответ на возражение, стр. 52.
178 Этим словом я называю человека, считающего богом только природу.
179 См. <Ответ на вопросы провинциалам стр. 323.
i8° В моем <Словаре> в примечаниях (R) и (S) к ст. <Эпикур>.
181 См. выше (§ XXIII).
182 <Разные мысли>, гл. 118, стр. 347.
183 См. Турретин. Курс богословия, т. I. Женева, 1679, стр. 183, 184 (198).
184 Возражение, приводимое в гл. 102 <Разных мыслей>.
185 Они утверждают, что если бы не появлялись кометы, все люди впали бы в атеизм. Это предполагает, что в данном случае люди постепенно пришли бы к забвению бога и что родители перестали бы воспитывать детей, прививая им веру в бога. Следовательно, в данном случае атеизм был бы спекулятивным...
186 Арно. Четвертое обвинение в философском грехе, стр. 35.
187 Арно. Второе обвинение в философском грехе, стр. 89 и след., см. выше, стр. 242.
188 Судить о характере греха многих народов, которые были лишены познания бога, нам совершенно не помогает знание того, обладали они или не обладали человеческими средствами для такого познания. Ибо если они располагали такими средствами, то их незнание бога было грехом, а если не располагали - это было наказание за грех. Невозможно отрицать, что в обоих случаях они нарушали закон божий, делая
то, что бог запрещает, хотя они и не знали об упомянутом законе (Арно. <Первое обвинением стр. 46; см. также <Второе обвинением стр. 85).
189 См. <Второе обвинением стр. 86. Банаж. Трактат о совести. Амстердам, 1696, кн. I, гл. 60, стр. 72,73.
191 Жюрье. Права двух государей. Роттердам, 1687, стр. 54.
192 Там же, стр. 55.
193 Там же, стр. 56.
194 Там же, стр. 61.
195 В оригинале <все правам но несомненно, что автор хотел сказать: одеяния. Если прочесть всю страницу, видно, что он должен был выразиться так, как он выражается на стр. 64.
196 Жюрье. Права двух государей, стр. 62, 65.
197 Понимая это слово в смысле <Философского комментария на слова: 11Заставь их войти">, где
говорится, что во всех случаях, когда заблуждаются, пренебрегая возможностью обучиться или исследуя за и против [существования бога] без искреннего намерения открыть истину, а скорее с желанием утвердиться в своих предрассудках в угоду какой-нибудь страсти, заблуждаются недобросовестно.
198 Жюрье. О социнианизме, стр. 146.
199 Даппер. Описание Африки, стр. 389 (199).
200 Народ страны кафров, расположенной около мыса Доброй Надежды.
201 Кажется, они выразились бы лучше, если бы сказали: в должной пропорции, так как обычно избыток дождей имеет место в один период, а избыток жары - в другой.
202 В школах богословия не отказываются признать, что предложение Deus est colendus (бога надо почитать) более очевидно, чем предложение Deus est, (богсуществует).
203 См. Николь. Опыт о морали, т. 2, стр. 95.
204 То же следует сказать о протяженности.
205 Clem. Alexandr. Stromata, lib. 5, p. 599.
206 Diog. Laen., lib. 9, n. 7. Plutarch. De placit. philosoph., lib. I, cap. 27, p. 884.
207 Plutarch. De placit. philosoph., cap. 28, p. 885. 298 Diog. Laeri., lib. 9, n. 7.
209 Clem. Alexandr. in <Paedagog>, lib. 3, p. 215.
210 Вергилий. Буколика 3, ст. 60.
211 Aratus in <Phaenom.>, init.
212 Aristoi. De anima, lib, 1.
213 См. Скалигер о Варроне на латинском языке, кн. 4, стр. 31,
214 Virgii. Georg., lib. 2, v. 324. Т.е., согласно [переводу] Робера и Антуана Шевалье д'Аньо, земли весной вспучивают свое плодородное лоно, требующее семени от детородного источника. Тогда радостно проскальзывает в брачное лоно
всемогущий и великий воздух-отещ, соединенный с великим телом, проливаясь счастливым дождем и давая жизнь всем видам плодов.
215 <Бог, являющийся простой бесконечной сущностью, а не сущностью сложной, не может быть частью, не может быть разделен на куски и доли, ибо в таком случае он уже не был бы целым, единственным, всемогущим, бесконечным и непостижимым богом, поскольку многие боги были бы долями и частями его божественности. Эти многие боги лишили бы его бесконечности, которая была бы уничтожена и заменена известной степенью, краем или границей для каждого из них и л отношении одних богов к другим. Не было бы больше бога, ибо не было бы той бесконечности, которая одна лишь есть бог, и т.д.> (Барух Канефий. Атеомахия, стр. 34 и 40) (200).
216 Clemen. Alexandi. Ad m on it. ad gentes, p. 33.
217 Цицероь. Три книги <0 природе богов>.
218 См. книга Бытия, VIII, 9.
|