Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Примечания - 2

119      См. их имена и их высказывания в диссертации г-на Фабриса, озаглавленной <Apologeticus pro genere humano contra calumniam atheismi>(179). Заметьте, что он не говорит о тех, кто утверждал, что друзы (народ Ливана) - атеисты (см. Беспье в его примечаниях к Рико, т. 2, стр. 649; см. также Лефевр. Предисловие к <Трактату о суеверии>, и Локк. <Опыт о разуме>, кн. I, гл. 3, стр. 71).
120     Гомер. Гимн Аполлону, стр. 786.
121     У Симплиция в <Эпиктете>.
122      Simplicius ib. et Servius in Aen., lib, 6, v. 618 et Pausanias, lib. 9, cap. 36 (181).
123      loh. Ladovicus Fabritius in Apologet. generis bumani, p. 159, et seq.
124      Они удалены от Филиппинских островов на тристачетыреста лье. Первым открыл их Магеллан.
125      Шарль ле Гобьен. История Марианских островов. Париж, 1700, стр. 64 (182).
126     Там же, стр. 65.
127     Там же, стр. 43.
128      Plato. De legibus, lib. 10, circa init., p. 946. Платон очень красноречиво описал, каким способом вера в существования богов сообщается детя м.
129      Cicero,De nat. deor., lib. 3, p. 398. Это согласуется с требованиями, которые г-н Декарт предъявляет к тем, кто ищет истину.
130      Plato. De legibus, lib. 10, p. 945, Cup. 947 B.
131 См. замечание Платона (в <Законах>, кн. 10, стр. 496) о том, как внедряют в сердца детей религию.
132 Varro apud August/nus.De civitas dei, lib. 6, cap. 3(184)
133      Максим Тирский в диссертации (I, стр. 5) сравнивает атеиста с быком, родившимся без рогов (184а)...
134      Рапен. Сравнение Платона и Аристотеля, последняя гл., § 11, стр. 425.
135      Мерсенн в комментарии на <Книгу Бытия», напечатано в Париже в 1623 г.
136     Жюрье. Политика клерикалов, стр. 85, 86.
137      <Cum in detegenda atque confundenda impietate atheistica (hodie proh dolor! tantum non ubique radices profumdissimas agente, ac eousque infaniae progressa, ut non tantum divinitatem inficietur, verum etiam omnes eruditionern profundiorem consecutos, fautores suos mentiatur), per aliquod temporis spatium occupatus, sectae illius pestilentissimae originern
pariter ас nelandum va orbe Europaeo progressum indagaverim>. Theoph. Spizelius in epist. dedicat. scruptinii atheismi (186).
138     Десять или двенадцать лет назад я спросил одного человека, знавшего очень близко г-на... - члена Королевского общества и великого математика (как о том свидетельетвуют его сочйнеййя), - какой религии тот придерживается. <Увы, - ответил этот человек со вздохом, - он считает, что небеса всегда существовали независимо от чего бы то ни было и вечно будут такими, какими мы их видим>.
139      Эпикур признавал началами всех существ только атомы и пустоту...
140   Рикс. Современное состояние Оттоманской империи, Т. 2. стр. 395; см. <Разные мысли>, стр. 174.
141   Рикс. Современное состояние Оттоманской империи, стр. 397.
142      См. <Исторический и критический словарь>, статьи <Спиноза>, <Япония>. Вы найдете, что некоторые языческие философы придерживались почти такого же мнения.
143     Исход, XXXII, 1.
144     Первое послание к Тимофею, IV, 8.
145      Эзоп. Басни. Басня 20, стр. 104.
146     Жюрье. Трактат о природе о благодати, стр. 224.
147     Там же, стр. 225.
148    Там же, стр. 247, 248.
149      Вот что говорит Палигентий (кн. 5, стр. Ill) о священниках и монахах: <Deme autem lucrum superos et sacra negabunt, Ergo sibi, non coelicolis, haec turba ministrat. Utilitas facit esse deos: qua nempe remota, Templa ruent,nec erunt arae nec Jupiter ullus> (188).
150      Мольер. Тартюф, акт 4, сцена 5, стр. 76.
151     Дейе. Письмо к г-ну Лекоку, стр. 20 (189).
152     Дейе. Описание Канады, 1642.
153     Дейе. Ответ Коттиба. ч. 3, гл. 14, стр. 228.
154      Коттиба. Возражение на письмо-г-на Дейе, стр. 52.
155     Cicero. De nat. deor., lib. I, p. 85.
156      СМ. Паскье. Исследование Франции, кн. 6, гл. 34, стр. 235.
157      В этом же <Добавлении> есть другие главы, имеющие отношение к данному вопросу.
158      Сорен. Размышления о правах совести, стр. 227 и след.
159     Pluto. De legibus, lib. X, p. 945 E.
160   см. <Разные мысли>, гл. 65.
161     Senec. De benef., lib, 4, cap. 4, p. 70.
162      <Cum multae res in philosophie nequaquam satis adhuc explicatae sunt, turn persifficillis, Brute (quod tu minime ignoras) et per obscura cuaestio est de natura deorum: quae et ad agnitionam animi pulcherrima est et ad moderamdam religionem necessaria. De quae tarn variae sunt doctissimorum hominum tamque discrepantes sententiae, ut magno argumento esse debeat, causam, id est principium philosophiae, esse scientiam>. Cicero. De nat. dior., init (190).
163      См. Сенека. Предисловие к кн. I <Natur. quaest>.
164      См., что сообщает Цицерон в кн. I <0 природе богов> относительно учений множества философов о богах; см. также Plutarch. De placitis philosoph., lib. I.
165      Это можно доказать, рассмотрев различные высказывания Сенеки и других авторов (см. гл.26).
166     См. Докк. Опыт о [человеческом] разуме, кн. 1, гл. 3, стр. 79.
167     Т.е. посмотреть на небеса. <Quid potest esse tarn apertum, tamque perspicuum, cum caelum suspeximus, caelestiaque contenplati sumus, quam esse aliquod numen praestantissimae mentes, quo liaec regantur>. Cicero. De natur. deor., lib. II, p. 196 (191). См. об этом замечания Лескалопье (192), цитирующего ереди прочих авторитетов пророка Давида, псалом VIII, 18 (также 19).
168      См. Seneca, ibi supra [выше]; заметьте, что г-н Жакело (193) в предисловии к <Диссертации о существовании бога> признает, что божество есть внечувственный объект, духовное существо, которое мы можем постичь лишь усилием ума в размышлением.
169      См. знаменитый сонет об Урании в сочинениях Вуатюра (194), а также, в написанной Костаром защите сочинений Вуатюра, стр. 134 и след.
170      См. <Исторический и критический словарь>, прим. (D) к ст. <Анаксагор>.
171      См. отрывки, приводимые г-ном Леклерком в его <Избранной библиотеке>, т. II, стр. 11 и след. (195).
172     Я говорю так, потому что на деле они не следуют обычным для перипатетиков путем.
173      См. <Избранную библиотеку^ т. 2, стр. 78 и след.
174     См. там же, стр. 352 и след.
175      Не думаю, чтобы гипотеза Сеннерта (197) оказалась подходящей в данном случае.
176   <Разные мысли>, гл. 114, стр. 337.
177      <Дополнение к "Разным мыслям">, гл. 4. Ответ на возражение, стр. 52.
178      Этим словом я называю человека, считающего богом только природу.
179      См. <Ответ на вопросы провинциалам стр. 323.
i8° В моем <Словаре> в примечаниях (R) и (S) к ст. <Эпикур>.
181     См. выше (§ XXIII).
182   <Разные мысли>, гл. 118, стр. 347.
183     См. Турретин. Курс богословия, т. I. Женева, 1679, стр. 183, 184 (198).
184      Возражение, приводимое в гл. 102 <Разных мыслей>.
185      Они утверждают, что если бы не появлялись кометы, все люди впали бы в атеизм. Это предполагает, что в данном случае люди постепенно пришли бы к забвению бога и что родители перестали бы воспитывать детей, прививая им веру в бога. Следовательно, в данном случае атеизм был бы спекулятивным...
186     Арно. Четвертое обвинение в философском грехе, стр. 35.
187     Арно. Второе обвинение в философском грехе, стр. 89 и след., см. выше, стр. 242.
188      Судить о характере греха многих народов, которые были лишены познания бога, нам совершенно не помогает знание того, обладали они или не обладали человеческими средствами для такого познания. Ибо если они располагали такими средствами, то их незнание бога было грехом, а если не располагали - это было наказание за грех. Невозможно отрицать, что в обоих случаях они нарушали закон божий, делая то, что бог запрещает, хотя они и не знали об упомянутом законе (Арно. <Первое обвинением стр. 46; см. также <Второе обвинением стр. 85).
189 См. <Второе обвинением стр. 86. Банаж. Трактат о совести. Амстердам, 1696, кн. I, гл. 60, стр. 72,73.
191     Жюрье. Права двух государей. Роттердам, 1687, стр. 54.
192     Там же, стр. 55.
193     Там же, стр. 56.
194     Там же, стр. 61.
195      В оригинале <все правам но несомненно, что автор хотел сказать: одеяния. Если прочесть всю страницу, видно, что он должен был выразиться так, как он выражается на стр. 64.
196     Жюрье. Права двух государей, стр. 62, 65.
197      Понимая это слово в смысле <Философского комментария на слова: 11Заставь их войти">, где говорится, что во всех случаях, когда заблуждаются, пренебрегая возможностью обучиться или исследуя за и против [существования бога] без искреннего намерения открыть истину, а скорее с желанием утвердиться в своих предрассудках в угоду какой-нибудь страсти, заблуждаются недобросовестно.
198 Жюрье. О социнианизме, стр. 146.
199     Даппер. Описание Африки, стр. 389 (199).
200      Народ страны кафров, расположенной около мыса Доброй Надежды.
201      Кажется, они выразились бы лучше, если бы сказали: в должной пропорции, так как обычно избыток дождей имеет место в один период, а избыток жары - в другой.
202      В школах богословия не отказываются признать, что предложение Deus est colendus (бога надо почитать) более очевидно, чем предложение Deus est, (богсуществует).
203      См. Николь. Опыт о морали, т. 2, стр. 95.
204     То же следует сказать о протяженности.
205      Clem. Alexandr. Stromata, lib. 5, p. 599.
206      Diog. Laen., lib. 9, n. 7. Plutarch. De placit. philosoph., lib. I, cap. 27, p. 884.
207      Plutarch. De placit. philosoph., cap. 28, p. 885. 298 Diog. Laeri., lib. 9, n. 7.
209      Clem. Alexandr. in <Paedagog>, lib. 3, p. 215.
210      Вергилий. Буколика 3, ст. 60.
211     Aratus in <Phaenom.>, init.
212     Aristoi. De anima, lib, 1.
213      См. Скалигер о Варроне на латинском языке, кн. 4, стр. 31,
214       Virgii. Georg., lib. 2, v. 324. Т.е., согласно [переводу] Робера и Антуана Шевалье д'Аньо, земли весной вспучивают свое плодородное лоно, требующее семени от детородного источника. Тогда радостно проскальзывает в брачное лоно
всемогущий и великий воздух-отещ, соединенный с великим телом, проливаясь счастливым дождем и давая жизнь всем видам плодов.
215      <Бог, являющийся простой бесконечной сущностью, а не сущностью сложной, не может быть частью, не может быть разделен на куски и доли, ибо в таком случае он уже не был бы целым, единственным, всемогущим, бесконечным и непостижимым богом, поскольку многие боги были бы долями и частями его божественности. Эти многие боги лишили бы его бесконечности, которая была бы уничтожена и заменена известной степенью, краем или границей для каждого из них и л отношении одних богов к другим. Не было бы больше бога, ибо не было бы той бесконечности, которая одна лишь есть бог, и т.д.> (Барух Канефий. Атеомахия, стр. 34 и 40) (200).
216      Clemen. Alexandi. Ad m on it. ad gentes, p. 33.
217      Цицероь. Три книги <0 природе богов>.
218      См. книга Бытия, VIII, 9.


Создание: АК |