Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Я вам показал лишь, что их идеи ...

Я вам показал лишь, что их идеи о природе богов были менее пригодны для того, чтобы отвратить людей от зла, нежели для того, чтобы склонить их к злу, и что утверждать, будто благодаря одной лишь любви к богу или страху перед ним они обладали силой, необходимой, чтобы укрощать их самые неистовые страсти, означало бы открыть дверь пелагианской ереси. Мы увидим в другом месте290, многого ли стоит у язычников святость присяги для сохранения общества я часто ли имеют место случаи, когда лица, дорожащие своей репутацией, тем не менее совершают преступления, если им не грозит возмездие со стороны людей.

§ CXLIX. ВТОРОЙ ОТВЕТ НА ВОСЬМОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ: МОЖНО ЛИ, НЕ ОПАСАЯСЬ ОШИБКИ, УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО АТЕИСТЫ НА ОСНОВАНИИ СВОИХ ВЗГЛЯДОВ СМЕШИВАЮТ ДОБРОДЕТЕЛЬ С ПОРОКАМИ? ДВА ЗАМЕЧАНИЯ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ. ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩЕЕСЯ НЕСООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ МЫСЛЯМИ И ПОСТУПКАМИ ЧЕЛОВЕКА ИМЕННО В РЕЛИГИОЗНЫХ ВОПРОСАХ

Можно свести атеизм к общему положению, гласящему, что природа есть причина всех вещей, что она существует вечно и лишь благодаря самой себе и что она всегда действует сообразно всей совокупности своих сил и по непоколебимым законам, которых сама не знает. Отсюда следует: возможно лишь то, что делает природа, она производит все, что возможно; никакие усилия людей не могут ничего изменить или нарушить в сцеплении явлений; все происходит с фатальной и неизбежной необходимостью; ни одна вещь не более и не менее естественна, чем другие, не более и не менее подобает совершенству Вселенной291; в каком бы состоянии ни пребывал мир, он всегда таков, каким он должен быть и каким он может быть; природа, будучи матерью, не знающей292 своих детей, ничему не отдает предпочтения и не благоприятствует одним в ущерб другим, наделяя каждого всеми атрибутами и качествами, которые ему необходимы и которыми он может обладать в соответствии с условиями времени и места наконец, природа не обрекает на какие-либо наказания за то, что называется дурными нравами, и не предоставляет никаких вознаграждений за то, что называется добродетелью. Я говорю о наказаниях и вознаграждениях, наступающих с некоторой отсрочкой во времени; ведь что касается известных актов воли, как, например, непосредственно связанного с воздействием желчи или сахара на язык ощущения горечи или сладости, то это нечто совсем иное. Несомненно, если человек, делая необходимые выводы из принятой им системы атеизма, дошел до этих положений, он может пойти гораздо дальше. Он может прийти к убеждению, что ему безразлично, поступать ли так или иначе; что, поскольку не существует свободы воли, а все совершается в силу слепой фатальной необходимости, надо скрестить руки, ни о чем не заботясь, ни из-за чего не волнуясь; что следует все предоставить деятельности природы; что, поскольку невежество и знание, ложь и истина, добродетель и порок в равной мере суть порождения первого существа и одно из них столь же, как и другие, необходимо для совершенства Вселенной, смешно заниматься собственным образованием и переделкой самого себя, точно так же как смешно стараться просвещать и переделывать других людей; что, наконец, если хочешь совершить какой-нибудь поступок, то его следует совершить лишь затем, чтобы доставить себе все наслаждения, имеющиеся в жизни. Так как для успеха правого дела важно показать атеистам столь ужасные выводы, следующие из их принципа, то нельзя упускать случая сделать это даже тогда, когда они заявляют, что не одобряют таких выводов, ибо если им показать, что, последовательно рассуждая, они обязаны принять эти выводы, то это явится большим шагом вперед в разъяснении им ложности их принципа... Но насколько несомненно, что вышеизложенные выводы могут быть сделаны из принципа атеистов, настолько же сомнительно, чтобы атеисты на деле такие выводы делали. Вы сочтете это новым парадоксом. Поэтому нельзя избежать того, чтобы изложить вам мои доводы в пользу такого мнения. Во-первых, я прошу вас принять во внимание, что нигде не проявляется так неспособность и ограниченность ума человека, как при безукоризненно строгом следовании по многочисленным ступеням рассуждения. Гораздо меньше сбиваются с пути в вопросах чисто умозрительных293, нежели в тех, в которых сочетаются умозрение и практика. Каких только противоречий нет во взглядах по таким вопросам, в особенности когда система содержит много общих мест, каждое из которых отнюдь не так важно, как все другие, причем одни производят большее впечатление, чем другие. Эти содержащиеся в системе положения разрабатывают в далеко не одинаковой степени и, однажды приняв определенные королларии (218), не хотят от них отступиться, хотя они противоречат тому, что было установлено в других частях системы.


Создание: АК |