Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Греки со всеми их познаниями со ...

Греки со всеми их познаниями со всей их юриспруденцией никогда не достигали той честности, какой блистали скифы благодаря одной лишь природе. Значит, из того, что дикие семьи без общества, без законов могли обойтись без религии, не следует заключать, что Афинское и Римское государства тоже могли обойтись без религии.

Я не стану рассматривать со всеми подробностями это каверзное возражение, которое свидетельствует, что противник готов капитулировать. Сначала он полагал, что религия абсолютно необходима для всякого общества; теперь он хочет ограничиться лишь теми обществами, в которых ум дает оружие зловредности сердцу. Встать на такую точку зрения - значит разделить язычество на две части, большая из которых достанется мне, ибо Греция, Италия и колонии, Египет, Сирия и некоторые другие страны, где образованность и ум достигли высокой степени развития, суть ничто по сравнению с множеством варварских и невежественных народов, населяющих Сарматию, берега Понта Эвксинского и различные другие местности Европы, Азии и Африки. Но я хочу быть сговорчивым человеком и не стану напоминать сказанное мной в <Словаре>259: <Греки, искусные и жадные до наслаждений, были вследствие этого склонны совершать массу ужасных преступлений и нуждались в религии, которая обременила бы их бесчисленным множеством обрядов. Они располагали бы массой времени, которое могли бы посвятить злу, если бы их от этого не отвлекало множество религиозных церемоний, жертвоприношений, обращений к оракулам и если бы их не беспокоили суеверные страхи>. Я соглашусь с вами, что языческое идолопоклонство иногда могло служить в качестве средства обуздания [страстей] и что бог, чья бесконечная мудрость применяет все для своей цели, мог в некотором отношении использовать таким образом этот вид атеизма. Но это вам мало что дает. Вы меня ни в чем не убедите, если не докажете, что языческая религия была тем единственным заблуждением, которое могло быть связью, скрепляющей общество так что если бы место этого заблуждения занял атеизм, то города, местечки, села превратились бы в разбойничьи притоны. Но, согласившись с вами в том, о чем я только что сказал, я оставляю вас далеко от вашей цели, ибо сохраняю полное право утверждать, что если по отношению к некоторым вещам идолопоклонство и может служить обуздывающим началом, то бог может найти средства, столь же пригодные, как и вышеназванные, чтобы воспрепятствовать дурным замыслам человека, - другие средства, говорю я, которые никакого отношения к религии не имеют. Разве у просвещенных, искусных, ученых обществ, которые вы находите столь малопригодными для самосохранения без культа лжебогов, не было никаких иных средств для самосохранения? Если просвещенность делает людей большими плутами260, она порождает также большую необходимость считаться с тем, что обо мне скажу7, и возбуждает гораздо большую чувствительность к доброй славе. Если утонченность ума приводит к изобретательным хитросплетениям обмана, то она же порождает большую недоверчивость и осмотрительность.

Нигде так нелегко найти тех, кого можно одурачить, как в странах, которые полны недобросовестных людей. Там каждый все время начеку, он считает всех окружающих исполненными коварства и воображает, что другие помышляют лишь о том, чтобы его обмануть. Если в таких государствах, как Афины и Рим, которые славились умом и свободой, заговоры и интриги против правительства неизбежны, то там нет также недостатка в людях, которые эти заговоры разоблачают. Если злоумышленники там ужасны по той причине, что они хитры и искусны, то, с другой стороны, их меньше следует опасаться, ибо они коварны по отношению друг к другу и среди них всегда находится тот, кто разоблачает их тайну, чтобы остаться безнаказанным и даже получить хорошее вознаграждение. Принимающие участие в таких заговорах люди различны по своим качествам и взглядам. Одни рекомендуют поспешность, другие - медлительность. Одни имеют притязания, которых они не смогут удовлетворить, если не произойдет большой переворот, другие страдают от какой-то обиды, за которую хотят отомстить. Среди них есть и такие, которые стремятся лишь погубить одного из заговорщиков; они выказывают ему большое расположение261, добиваются его доверия и, как только в их руках оказывается достаточно доказательств, предают его. Все они боятся, что кто-нибудь из их сообщников окажется недобросовестным; вследствие этого самые робкие или самые жадные спешат разоблачить заговор из страха, что, если другой их опередит, у них не хватит времени спастись от веревки. Вот почему избегают заговоров262: на один, имеющий успех, приходится сотня потерпевших крах. Прибавлю, что в странах, где люди беспокойны, мятежны и искусны, заговор одних обуздывает своей постоянной бдительностью заговор других. Легко было бы показать подробно, что всякая вещь имеет свой противовес в мире и что одно лишь наличие правительства и противоположность страстей отдельных лиц есть условие, обычно позволяющее преодолеть затруднения. Я не говорю уже о том, что довольно часто пороки мешают друг другу даже в одном и том же человеке. Тот, кого зловредность влечет к опасным заговорам, чересчур привязан к наслаждениям,чтобы достичь успеха в предприятии, требующем чтобы им занимались непрерывно. Из-за увлечения женщинами он упускает самые благоприятные случаи. Я не говорю уже о том, что редко в одном человеке можно найти сочетание известных качеств, одни из которых без других отнюдь не в состоянии привести к крайне дурным поступкам. Те, у которых достаточно ума, чтобы найти самые верные средства для свершения многих злых дел, не имеют достаточно смелости, чтобы применить их на деле, а те, которые обладают необходимой смелостью и жестокостью, не имеют ни достаточного умения вести дело, ни достаточно ума, чтобы достичь своих целей...


Создание: АК |