Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Все принимают участие в отражении нападений ...

Все принимают участие в отражении нападений общего врага и обуздании возмутителей общественного спокойствия. Если же большое число атеистических семейств сохранились в течение многих веков, будучи независимыми, не зная никаких законов, то ясно, что они еще лучше сохранились бы, имея правительство и порядок, при котором вред, причиненный ближнему, подпадает под действие уголовных законов. Следовательно, из этих атеистических семейств могло образоваться многочисленное общество, которое имело бы принципы, достаточные для сохранения общественного спокойствия. Отрицать, что люди больше соблюдают справедливость, когда они подчинены магистрату, карающему несправедливость, чем тогда, когда они не подчинены никакому правителю, никакому закону, значило бы отрицать самые очевидные понятия. Все это я заключаю в следующую энтимему. Атеистические народы, разделенные на независимые семьи, сохранились в Америке с незапамятных времен без каких бы то ни было законов. Следовательно, они сохранились бы с еще большим основанием, если бы объединились под властью правителя и свода карающих и вознаграждающих законов. Что можете вы сказать против этого? Разве вы не должны отказаться от вашего второго утверждения, согласно которому отсутствие религии несовместимо с существованием общества? Не думайте, что атеисты Америки жили без законов и без властей по той причине, что были атеистами, - ведь думая так, вы допустили бы грубое заблуждение, ибо существовало гораздо больше народов, которые состояли из идолопоклонников и вели такой же [чуждый общественности] образ жизни. Припишем ли мы этот дурной вкус невежеству данных народов, не позволившему им создать себе понятие о прелестях жизни в обществе? Были ли они тупы и бесчувственны во всех отношениях?

Обсуждение этих вопросов я предоставляю вам, но я глубоко убежден, что эти народы объединились бы, если бы постоянно вынуждены были отстаивать право на жизнь в борьбе с соседями. Состояние, при котором ежечасно испытываешь страх перед тем, что тебя ограбят и убьют, сознаешь, что необходимо всегда быть наготове, чтобы опередить или отразить врагов, чересчур тяжкое, чтобы не жаждать положить ему конец. Необходимость освободиться от него считается одной из причин образования человеческого общества. Следовательно, нужно сказать, что народы, жившие безо всякого правительства и разделенные на независимые семьи, не нарушали спокойствия своих соседей. Если некоторые из них были в конце концов вынуждены образовать общество, чтобы жить в большей безопасности, то их вынудила к этому указанная выше причина. Если они ранее верили в богов, они продолжали им поклоняться и после возникновения общества. Если они в богов ранее не верили, то и после образования общества они продолжали не верить в них. Таким образом, религия не была ни мотивом, побуждавшим их к объединению в общество, ни основой этого объединения. Но тот же интерес, который сначала обусловил образование общества, продолжал затем обусловливать сохранение последнего. Следовательно, для сохранения политического тела не абсолютно необходимо, чтобы в нем имелась религия. Чтобы предотвратить ваши возможные жалобы на то, что я предлагаю вам лишь правдоподобные предположения и аналогии, я прошу вас бросить взгляд на описание страны кафров253. Вы найдете там, что кафры - атеисты, что они разделены на несколько обществ, каждое из которых управляется своим вождем что у них есть законы, нарушителей которых сурово наказывают. Вот факт, безусловно опровергающий ваше второе предположение. Марианские острова служат нам таким же убедительным примером, как и кафры. У жителей Марианских островов не было обнаружено никакого понятия о божестве: <Они [острова] густо заселены. Тридцать тысяч жителей насчитывается только на острове Гуаган, хотя он имеет лишь сорок лье в окружности. Они рассматривают себя как единую нацию, они имеют города и села. У них есть как бы три сословия: дворянство, народ и люди среднего состояния... Руководители дворянства председательствуют в собраниях. Их уважают, их выслушивают, но с их мнением соглашаются лишь в том случае, если найдут его уместным. Каждый свободен примкнуть к тому мнению, которое ему по душе, и никто за это не осуждается, ибо эти народы не подчинены никакому вождю, никаким законам. В то же время у них есть некоторые обычаи, которые они соблюдают так свято, как если бы это были законы... Ни один народ никогда не жил более свободно и независимо, чем этот народ>254 Каждый господин своих поступков с того возраста, когда он обладает достаточным разумом, чтобы решать за себя... Их жизнь обладает всеми чертами общественной жизни, кроме подчинения вождю и законам. Они сохранили эту независимость, хотя их дворянство Невероятно надменно и так презирает народ, что <дворянин считает свой дом обесчещенным, если человек из народа там жил или ел>255. Не кажется ли вам, что при таком положении дел христиане были бы не способны сохранить256 это состояние независимости, сопровождаемое таким согласием, хотя оно длилось многие века в обществе этих островитян, не имевших никакой религии? Они обязывают меня ограничить то, что я сказал в <Разных мыслях>.

§ CXIX. НУЖДАЮТСЯ ЛИ ЖИВУЩИЕ В ОБЩЕСТВЕ ЛЮДИ В РЕЛИГИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДИКАРИ?
Вы не принадлежите к числу тех, кто спорит ради спора, но если бы вы были таким любителем дискуссий, то могли бы здесь воспользоваться отличной придиркой. Вы могли бы мне сказать, что следует учитывать великое различие, существующее между дикими и цивилизованными народами. Цивилизованные народы, отшлифовав свой ум и свои манеры, не становятся от этого добродетельнее. Приятные впечатления и услады, доставляемые обществом, создают у них более сильную склонность к удовольствиям. Искусства и науки помогают им изобретать больше способов осуществления своих злых намерений. По мере того как становишься искуснее, становишься хитрее и коварнее, становишься более легкомысленным и склонным обманывать. Если наслаждения и роскошь поглощают все наследство ряда молодых людей и все деньги, взятые ими взаймы, они устраивают заговор против государства. Словом, общество - плохая школа нравственности.
Упадок нравственности в больших городах явственнее и возмутительнее, чем в небольших, а в последних заметнее и безобразнее, чем в деревнях257. Невежество крестьян спасет их от бесчисленного множества преступлений, в которых проявляется изощренность как в отношении наслаждений, так и в отношении мошенничества258.


Создание: АК |