|
|
|
Чистосердечно заявляю вам, что этому ...Чистосердечно заявляю вам, что этому я больше доверяю, чем доводу a priori, выдвигаемому на основании того, что всякое ограничение должно вызываться внешним действующим началом. Этот довод, должно быть, туманен, поскольку он не оказал никакого воздействия ни на одного древнего философа. Все они полагали, что недостатки материи не мешают ей существовать независимо от какой бы то ни было причины. Некоторые христиане тоже так полагают. Прибавьте к сказанному, что против этого доказательства имеет силу то возражение, которое, по моему предположению, вы мне делаете. Если бы мы могли постигнуть определенный момент, предшествующий божественному существованию, момент, когда существовало бесконечное могущество, соединенное с идеей высшего совершенства, и когда оно приняло решение исключить всевозможные ограничения по той причине, что это был бы недостаток, то этот довод a priori был бы убедительным. Но он влечет за собой противоречие, заключенное в признании такого момента. Так что удовлетворимся тем доказательством, какое я вывожу из положения, согласно которому бог - творец идей, какими мы обладаем в душе. Если вы возразите мне, что CXII. О ТОМ, ЧТО НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО УЧИТЬ, ЧТО ВСЯКАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ВЕЩЬ НЕ СПОСОБНА МЫСЛИТЬ.
О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК-ОБЪЕКТ ВЕСЬМА ТРУДНО ОБЪЯСНИМЫЙ ...Последователь Стратона был бы очень смущен, если бы ему сказали: вы лишаете природу ощущений, откуда же возникают ваши ощущения и ваш ум?245 Разве бесчувственная природа может дать способность мыслить небольшому числу своих частей? И почему бы природа дала мышление одним своим частям, но не дала другим? Он ничего путного не ответит, но, собравшись с духом, обратит это соображение против своих противников. Разве вы не признаете, ответит он нашим философам, что природа бесчувственна и тем не менее животные чувствуют, хотя они лишь частицы природы и все, что в них есть, извлечено из материи? Если природа могла возвыситься до такой степени в животных, то в человеке она могла возвыситься до уровня человеческого познания. Следовательно, с этим затруднением вы должны справиться. Наши философы не смолчат, они сошлются на множество доводов, основательных самих по себе, но всегда допускающих поводы для возражений. Картезианец мог бы надеяться иметь преимущество перед другими в этом диспуте, поскольку он с самого начала отрицает способность чувствовать у любого материального объекта. Прошу вас, заметьте попутно, что человек - орешек, который всего труднее раскусить всем создателям философских систем. Он представляет собой камень преткновения и для верных, и для ложных взглядов. Он ставит в тупик натуралистов, о чем я вам только что говорил. Он ставит в тупик ортодоксов, ибо нет более ужасных возражений, нежели те, которые последователь Стратона может извлечь из того, что моральное и физическое зло царят среди людей. Стоики, главные защитники провидения, так увязли в этой проблеме, что имеют совершенно жалкий вид246. Великий гений Хризиппа в данном вопросе потерпел поражение, хотя он был поразительно находчив в отношении различных тонкостей спора. Пусть все это служит, если угодно, подтверждением того, что я отмечал о лучшем пути, какой могли избрать атеисты-афиняне, чтобы просветить свой ум. Вы, может быть, воображаете, что, рассуждая о совершенствах человека, они легче могли бы возвыситься до признания существования духа творца всех вещей. Но будьте уверены, без света откровения размышления о свойствах человека не дали бы афинянам нить Ариадны, необходимую, чтобы выбраться из лабиринта; эти размышления, наоборот, могли их все больше и больше сбивать с пути247. Не знаю, может ли природа представить объект более странный и более трудный для понимания посредством одного лишь разума, чем то, что мы называем разумным животным. Здесь перед нами хаос248 более запутанный, чем хаос поэтов. § CXVIII. ОБЩИЙ ПЛАН ОТВЕТА НА ЧЕТВЕРТОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ: АБСОЛЮТНО ЛИ НЕОБХОДИМО ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВО И АБСОЛЮТНО ЛИ НЕОБХОДИМА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ОБЩЕСТВА РЕЛИГИЯ? |
||
Создание: АК | |