Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Бог, согласно вашему воззрению, есть вечный ...

Бог, согласно вашему воззрению, есть вечный и всегда живой огонь. Он, следовательно, представляет собой совокупность очень подвижных корпускул, ибо такова сущность огня. Невозможно, чтобы нечто, составленное из различных движущихся телесных частиц, существовало без определенного расположения и определенной степени движения в этих частицах. Вещь, рассматриваемая вообще и лишенная каких бы то ни было индивидуальных ограничений, вполне может существовать объективно в нашем уме, но не может существовать реально вне нашего ума. Необходимо, чтобы все существующее реально вне нашего ума было именно этим или тем. Если это движущееся тело, то каждая его часть должна быть оформлена и расположена определенным образом, а также наделена определенной степенью движения, именно этой, а не какой-то другой. Вы, следовательно, должны признать, что огненные корпускулы, образующие природу бога, вечно обладают определенным расположением и определенным количеством движения, отличающимся от любого другого возможного расположения и количества движения. Скажите, пожалуйста, от чего зависит именно это расположение и эта особая степень движения? Были ли они избраны мыслящей причиной, которая предпочла их всякому другому возможному расположению и количеству движения, существом, знающим, что оно делает и почему оно так делает? Вы этого сказать не можете, ибо это означало бы признание того, что бог произведен предшествующей ему причиной, что он не есть несотворимое существо, что он не есть первоначальная действующая причина всех вещей. А это потребовало бы от вас перехода к рассмотрению предшествующей причины, объяснения ее сущности, выяснения того, является ли она огнем, и т.д. Этот же вопрос вновь возникнет в отношении той причины, которая предшествует предыдущей, и так далее до бесконечности. Вы должны, следовательно, остановиться на огненном существе, которое вы называете богом, и согласиться, что расположение его частей и присущая им степень движения не были установлены причиной, знающей, что она располагает и приводит в движение. Но поскольку это расположение и эта степень движения, которые не зависят ни от какой мыслящей и руководящей ими причины, согласно вашему взгляду, тем не менее образуют самое совершенное из всех существ, существо, бесконечно более совершенное, чем мир, то почему же вы утверждаете, что мир не является произведением причины, которая действует, ничего не зная о себе?

По какому праву вы отвергаете признаваемое нами начало всех вещей под предлогом, что это неодушевленное начало? Если невозможно, чтобы мир был произведением такого начала, то еще менее возможно, чтобы ваш Юпитер, бог, творящий все, все предвидящий, распоряжающийся  всем, обладающий бесконечной мудростью, получил все свои совершенства без какой-нибудь мыслящей причины, руководившей расположением и движением частиц, из которых этот бог состоит. Сам он, своим умом и волей этим не руководил, ибо его ум и воля не предшествовали его существованию в целом. Он стал огнем, став одновременно богом. Определенное расположение и движение частей этого огня не предшествовали интеллектуальным совершенствам Юпитера и не следовали за ними. Значит, они не имеют иной причины, кроме необходимости природы, которая есть основа существования вашего активного начала. Это начало вы отличаете от материи, чего мы не делаем. Наконец, если вы хотите заставить нас объяснить, каким образом без руководства какого бы то ни было мыслящего существа в природе существует порядок, то мы вас заставим объяснить, каким образом существует порядок в огненных корпускулах, из которых состоит бог, без руководства какой-нибудь мыслящей причины. Ваше затруднение будет больше нашего, поскольку вы должны указать причину явления бесконечно более совершенного, чем природа или мир. Вот что могли сказать ученики Стратона стоикам. Вы доставите мне большое удовольствие, прислав мне убедительное возражение против всего этого. Другие школы философов не в меньшей степени, чем стоики, могли испытать на себе действие их собственного довода, обращенного против них. Только христианские философы, и в особенности картезианцы, в состоянии разбить наголову школу Стратона225, не опасаясь, что против них обратят их собственное рассуждение. Легко понять, что все, кто приписывает богу телесную природу, будут иметь дело с аргументом ad hominem, который я выдвинул против стоиков. Что же касается тех, кто считает, что бог есть душа или ум материи, то и они не могут избежать того, чтобы их доводы были обращены против них самих. Ведь в конце концов эта душа составлена из частей, каждая из которых обладает особыми силами и способностями; этих сил и способностей бог им не дал посредством свободного акта своей воли. Необходимое и вечное существо не обладает волей раньше, чем другими своими атрибутами. Оно одновременно обладает и силой, и умом, и мудростью, и актами воли. Следовательно, если бы душа мира была богом, она вечно обладала бы всеми особенностями, какие ей присущи. Она обладала бы ими так, что никакая другая, предшествующая ей причина не упорядочивала и не распределяла бы их посредством свободного выбора и руководства, и так, что она сама в качестве ума тоже не могла бы таким образом ими распорядиться. Может быть, вы думаете, что платоник, приписывающий богу бестелесную природу, легко поставил бы в тупик последователей Стратона. Не очень-то надейтесь на это, ибо, во-первых, учение Платона о божестве не одно и то же в различных его произведениях. В этих произведениях содержится столько положений, опровергающих одно другое, что неизвестно, чего же держаться. Во-вторых, произведения Платона суть не что иное, как сплетение произвольных предположений, которые он излагает тоном учителя, ничего не доказывая. В-третьих, Платон выражается так туманно, что отталкивает всех, кто ищет лишь света. Цицерон, который в других отношениях столь восхищается Платоном, не пожелал хотя бы в какой-то мере исследовать его теорию о природе бога.


Создание: АК |