Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


В этом вопросе всеобщее согласие не знает ...

В этом вопросе всеобщее согласие не знает никаких исключений; нет ни народа, ни отдельного лица, которое бы не признавало причины всех вещей. Все без исключения атеисты вместе со всеми ортодоксами искренне подпишутся под тезисом: есть первая универсальная, необходимо существующая, вечная причина, которую надо называть богом. До сих пор все идет хорошо, и никто не станет возражать относительно слов: среди философов нет людей, чаще прибегающих в своей философской системе к слову бог, чем спинозисты. Но отсюда вы должны заключить, что не в этом столь очевидном тезисе заключается подлинная сущность вопроса. Документ, который сторонники заблуждения могут подписать совместно со сторонниками истины, есть нечто обманчивое и необходимым образом несовершенное. Значит, недостаточно знать, что существует бог, необходимо определить смысл данного слова, связать с ним идею, необходимо, говорю я, исследовать, какова природа бога, и именно здесь начинаются трудности. Даже для величайших философов вопрос о природе бога был темным162, и в этой связи они придерживались самых различных, во многом противоположных друг другу взглядов. За это философов оскорбляли и упрекали, говоря, что они но знают, какого мнения держаться. Одни из них отрицают существование богов, а другие утверждают, что боги ни во что на свете не вмешиваются; одни признают существование богов и провидение, другие приписывают богам определенные формы, местопребывание и рассуждают о их деятельности и жизни. И все ссылаются на вероятные доводы, которые могут быть приманкой и наживкой для легковерия пх слушателей. Человеку нелегко ясно познать, что подобает или не подобает бесконечной природе. Действует ли она в силу необходимости или обладает суверенной свободой выбора образа действий? Познаёт ли она, любит ли она, ненавидит ли посредством чистого и простого акта настоящее, прошлое, будущее, добро и зло,
одного и того же человека, являющегося попеременно то справедливым, то грешником? Является ли она бесконечно милосердной? Она должна быть бесконечно милосердной, но тогда откуда же берется зло? Неизменна ли она, пли же она изменяет своп решения, смягчаясь под влиянием наших молитв163? Протяженна ли она, или же она представляет собой неделимую точку? Если она не протяженна, то откуда берется протяженность? Множество таких и подобных вопросов, возникающих перед умом человеческим, изумляют его и ставят в тупик. Непостижимость останавливает его на каждом шагу. Если, избегая того, что явно невозможно, он поворачивается в иную сторону, он сталкивается с вещами, которые столь же невозможны, как и те, которых он пытался избежать. В моей статье о Симониде вы можете увидеть, как трудно определить, что такое бог. Есть великие философы, лучшие идеи которых по этому вопросу смехотворны164 Те из них, которые в ряде мест говорят о боге благороднейшим образом, в других местах говорят о нем так, что видно, что они путают его с природой165. Изданы целые сборники атеистических высказываний Аристотеля, и вы не отважитесь отрицать, что у христиан народ166 создает себе такие низменные и
грубые понятия о боге, что хуже вообразить трудно.

Поэтому не говорите, что обсуждаемый нами вопрос легкий и достаточно открыть глаза167, чтобы его постичь. Очень крупные философы всю жизнь созерцали небо и звезды, не переставая думать, что боги, существование которых они признавали, вовсе не создали мир и не управляют им. Доказательства, основывающиеся на чувстве, ничего не доказывают. Такие доказательства реального присутствия имеются в Саксонии, точно так же как в Швейцарии имеются такие доказательства реального отсутствия. У каждого народа есть основанные на чувстве доказательства истинности его религии; эти доказательства, следовательно, чаще ложны, чем истинны. Ваш противник скажет вам, что здесь речь идет о вопросе, подобном пилюле, которая, будучи сразу проглочена, не вызывает ощущения горечи, но, если ее тщательно разжевать, дает почувствовать эту горечь. Это вопрос, относящийся к самой глубокой и отвлеченной философии168, а следовательно, он требует длительных размышлений и обсуждений. Поэтому не говорите, что при решении этого вопроса голоса нужно лишь считать, но не взвешивать. И если вы желаете принимать решение, опираясь на авторитет, сопоставьте только мнения сведущих людей, т.е. тех, кто хорошо исследовал данный вопрос. Я согласен с вами, что это вам подойдет. Но если вы доверитесь тому, что покоится на общенародном согласии, это будет иллюзия. Люди приобретают убеждения, еще не достигнув, того возраста, когда человек способен проверить, верно ли данное мнение, и обычно продолжают держаться этого мнения, не проверяя, истинно ли оно. Мало людей, которые в состоянии должным образом обсуждать эти убеждения, ибо [обычно] люди или не обладают достаточными знаниями, или чересчур привязаны к своим предрассудкам. Но желать, чтобы лица, являющиеся ревнителями религии, исследовали здраво, справедливо и точно взгляды противоположной партии, значит притязать на то, чтобы можно было быть хорошим судьей в споре двух женщин, в одну из которых судья влюблен, в то время как к другой он испытывает лишь отвращение. Ликид страстно влюблен в Уранию и смертельно ненавидит Коринну. И вот Ликида попросят сказать: которая из этих двух женщин более обаятельна? Исследуйте-ка основательно этот вопрос! Он пообещает это сделать, но наверняка выскажется в пользу Урании и не удовлетворится тем, что поставит ее выше Коринны, он поставит ее выше
всех женщин и даже скажет:

Лишь Урания прекрасна и любви достойна!

Его довод169 в пользу такого решения будет в полном согласии с его сердцем. Вот так приблизительно приводят доводы, когда исследуют религии. Дело не обстоит так, что все, кто исследует религии, проникнуты подлинным религиозным рвением, которое прежде всего побуждает упражняться в добродетели. Такое рвение встречается очень редко. Но те, кто исследует религии, проникнуты по крайней мере страстью другого рода - пламенным желанием, чтобы их секта стала победительницей и прочно утвердилась. И, будучи проникнуты такой страстью, они сильно склонны либо порабощать других, либо защищаться от них. Такое рвение, приводящее к тому, что люди, очень плохо соблюдающие нравственные предписания своей церкви, бьются как львы за мирские цели, санкционируемые теорией, представляет собой такое же большое препятствие на пути исследования доводов каждой партии, как и истинное рвение. Но поскольку, чтобы должным образом исследовать доводы за и против, надо отбросить все предрассудки и занять нейтральную позицию в отношении религиозных партий, где же вы найдете хороших исследователей нашего вопроса? Разве вы не знаете, какой бранью разразились антикартезианцы?


Создание: АК |