Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Свидетельство дикарей в пользу этой ...

Свидетельство дикарей в пользу этой выдвинутой мной истины стоит тысячи других свидетельств; оно тем убедительнее говорит в мою пользу, чем больше те, кто дает его, грубы и просты; оно является тогда верным и наивным выражением того, как судит сама природа о вашей исповеди>. Я думаю, что вы от всего сердца одобрите эти взгляды г-на Дейе, и, следовательно, я должен верить, что вы не сомневаетесь, что обращенные китайцы, бесконечно более развитые, чем канадские дикари, легко примиряют исповедь, высказываемую на ухо священнику, с требованиями своего самолюбия. Должен ли я сказать вам, что христиане во всяком случае считают, что Магомет завербовал бесчисленное множество учеников потому, что обещал им рай, исполненный чувственных наслаждений? Но так как право обращать доводы оппонента против него самого всегда соблюдалось в диспуте, то разве не следует ожидать, что магометане воспользуются этим правом против христиан? Должен ли был отец Рапен считать, что вольнодумцы не воспользуются этим правом, споря с ним? Он мог им возразить, и они ему могли также возразить toties quoties [столько, сколько необходимо], и это лишь больше запутало бы вопрос. Но что мог бы он возразить новоявленному католику, - который был знаменитым священником протестантской церкви в Пуатье и который сказал154: <Неправда, что атеисты никогда нейдут к исповеди или что они идут к ней лишь из мирских соображений. Ведь сколько среди них таких людей, которые, не веря в бога, прилагают все свои усилия, чтобы в него поверить, и которые, предавшись проклятому неверию лишь в силу некоего усыпления ума, ищут любого случая, чтобы избавиться от неверия7> Здесь содержится осуждение отца Рапена. Можно обратиться также к 187-й главе моих <Разных мыслей>. Там я цитирую два отрывка (я могу их подкрепить третьим), в которых Котта выражает желание155, чтобы были рассеяны смущающие его порой сомнения относительно существования богов.

Я когда-то сказал, что один из великих защитников свободы Рима хотел ради успеха этого дела верить в существование духов. Это был последователь Эпикура. Несомненно вообще, что, подобно тому как есть вещи, в которые верят по той причине156, что их желают, есть иные вещи, в которые невозможно верить, хотя бы ты и был заинтересован в том, чтобы ни капли не сомневаться. См. главу 14 <Добавления157 к Философскому комментарию на слова "Заставь их войти">. Г-н Сорен, опровергавший это произведение, предполагает158, что убеждению препятствует другой интерес, еще более обольстительный. Г-н Сорен утверждает, что ошибочные учения не принимаются [разумом], что в приверженности к таким учениям
упорствуют лишь под действием какой-нибудь страсти, присущей развращенной натуре. Сорен, таким образом, скажет, что китайцы считались христианами благодаря такого рода страсти. Захочет ли он при этом совершенно исключить роль духа корыстолюбия? Обращали ли вы когда-нибудь внимание на следующие слова Платона. <Я опасаюсь159, - говорит он устами одного из собеседников после того, как другой собеседник изложил два доказательства существования бога, - что атеисты буду т смотреть на вас сверху вниз, ибо вы не знаете их доводов и воображаете, что их приводит к безбожию лишь увлечение наслаждениями>. Вы знаете изречение Петрония160, согласно которому страх, вызываемый в людях ударом молнии, был первой причиной возникновения религии. Сенека намекает, что религия имела иное происхождение. Он говорит161, что причина, в силу которой все люди согласились призвать богов, заключается в том, что люди сочли богов благодетелями отчасти из-за благодеяний, которые исходили от самих богов, отчасти из-за благодеяний, дарованных людям по их просьбе. Следуя этому взгляду, мы весьма легко поймем, чем объясняется то, что небо вообще и солнце в особенности были объектами самого древнего идолопоклонства, так как самые тупые люди могли признать, что здесь перед ними благодетельная причина, дающая им знать о себе, причина, которая посредством тепла и дождей выращивает на земле то, что становится пищей, а в пище люди больше всего испытывают нужду. В силу этого же принципа стали, переходя от одного к другому, создавать культ всех существ, относительно которых полагали, что от них получают благодеяния. Люди обожествили благодетельные знамения и прониклись любовью к объектам религии, дабы они продолжали благоприятствовать им. Я не говорю, что максимы Петрония или Сенеки истинны. Я говорю лишь, что вольнодумцы придерутся к вам и самым неприятным для вас образом обратят против вас ваш довод, когда вы, решив подтрунить над ними, возразите им, что источником их неверия являются интересы их страстей. Но вернемся к отцу Рапену и попросим его рассмотреть знаменитый аргумент г-на Паскаля, довод, который основан на интересе самолюбия и который казался многим писателям столь основательным и весьма способным заставить человека вступить на путь религии>

§ XX. ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕТЬЕГО ОТВЕТА НА ВОЗРАЖЕНИЕ, ПРЕДЛОЖЕННОЕ В ГЛАВЕ XIII. В КАКОМ СМЫСЛЕ ЛЕГКО ПОЗНАТЬ, ЧТО БОГ СУЩЕСТВУЕТ? ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Перейдем к другому положению, которое вы можете противопоставить моему первому возражению. В-третьих, вы можете ответить: существование божества познается так легко, что голос ученого человека в этом вопросе заслуживает внимания не более, чем голос крестьянина. Следовательно, вовсе не нужно взвешивать голоса. Достаточно их сосчитать. И то, что следует исключить из всеобщего согласия пародов, будет сразу же измерено по причине равного веса всех свидетельств. Чересчур большая честь была бы оказана атеисту Диагору, отворачивающемуся от небес, если бы мы оценили его голос выше голоса ребенка, еще не рассмотревшего огромного механизма небес и убежденного в том, что бог существует. Все это легко сказать, но ваш противник этим не удовлетворится. Он ответит, что вы игнорируете главные его возражения и что вы вовсе не справились с тем возражением, на которое вы нападаете. Нет ничего легче, чем познать, что существует бог, если вы понимаете под этим словом лишь первую и универсальную причину [всего существующего]. Самый грубый, самый тупой крестьянин убежден, что всякое действие имеет причину и что чрезвычайно большое действие предполагает причину, сила которой чрезвычайно велика. Как бы мало он ни размышлял по своей инициативе или по совету другого, он ясно увидит эту истину.


Создание: АК |