Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Знаете ли вы, что вольнодумцы находят ...

Знаете ли вы, что вольнодумцы находят очень странным то, что опубликовано о больших успехах миссионеров на Востоке. Они полагают, что число тех, кто принял Евангелие в этих странах лишь под влиянием убеждения, без малейшего использования принципа compelle intrare - <3аставь их войти>, преувеличено. Впрочем, они довольно благоразумно не отрицают факты, относительно которых, как они видят, иезуиты и другие миссионеры, находящиеся в конфликте с иезуитами, пребывают между собой в согласии, а именно, что жатва в Китае и в некоторых других странах очень велика, что христиане основали там весьма многочисленные церкви. Если предполагают, что миссионеры совершают чудеса или что благодать духа святого сопутствует их проповедям, то легко находят объяснение и этим явлениям, и тому, что столь много язычников восприняло учение распятого господа, и тому, что они поддерживают учения, столь мало согласные с идеями естественного разума, - все это не вызывает удивления. Но вольнодумцы, не веря ни в чудеса, ни во внутреннее воздействие благодати, вынуждены искать иные основания, чтобы объяснить эту смену веры, и они не находят более благовидных объяснений, нежели то, что души китайцев завоевывают, сначала изумив их ужасами ада, а затем заверив их, что они будут не только освобождены от этих мук, но и обретут вечное блаженство, если только поверят в крест Иисуса Христа. Можете ли вы, господин, будучи добрым христианином-протестантом, осудить за это вольнодумцев? Вы, как и они, не верите ни в то, что римские миссионеры совершали чудеса, ни в то, что благодать святого духа сопровождала их проповедь, так как, согласно вашим принципам, эта благодать нисходит лишь на избранных, а обращение, которого добиваются упомянутые миссионеры, никого не уводит с широкой дороги, ведущей к погибели. Такое обращение вызывает лишь переход людей от одного идолопоклонства к другому.

Вы, следовательно, должны приписать покорность, проявляемую столь многими китайцами в отношении этих проповедников катехизиса, чисто естественным причинам. Но бьюсь об заклад, вы не придумаете более правдоподобных причин, чем те, на которые указывают вольнодумцы. Не пытайтесь ввести меня в заблуждение, не переносите меня с Востока на Запад, не рассказывайте мне об обращении американцев. Я знаю, что их обращение в христианскую веру было, вообще говоря, результатом насилия, и что тупость и варварство большинства народов, порабощенных испанцами, сделали их неспособными усвоить символ веры христианской религии. Так что оставим это; давайте поговорим лишь о китайцах более ученом и искусном народе, чем любой иной. Какую вы укажете причину того, что они дают обратить себя миссионерам, которые совершенно не в состоянии прибегнуть к силе светской власти, а могут использовать лишь путь внушения и поучения? Разве вы не считаете правдоподобным, что эти новоявленные апостолы сначала со всей ловкостью и хитростью, присущими их красноречию, выставили перед китайцами утехи рая и ужасы ада, дали им понять, что все грешны перед богом, что наказание за грехи должно быть бесконечным, поскольку грехи оскорбляют бесконечное существо, что суд божий неумолим, по крайней мере если бог не получит удовлетворения, соразмерного бесконечности нанесенного ему оскорбления, что бог это удовлетворение получил благодаря смерти Иисуса Христа и что бог, примирившийся с людьми из-за этой смерти, не ограничивается тем, что освобождает людей от наказания, которого они заслуживают, но предлагает им вечное блаженство - только бы они приняли религию Иисуса Христа. Вывод из всего этого: те, кто откажется принять христианство, будут вечно несчастны, и притом еще более, чем те, кому об этой религии ничего никогда не сообщали. Большую часть упомянутых принципов легко внушить, так как нет человека, память которого не хранит таких его поступков, какие он считает греховными, и нет религии, не содержащей двух идей: идеи о том, что существует суд божий, сурово карающий тех, Кто оскорбляет бога, и идеи о том, что бога можно умилостивить молитвами и приношениями. Все язычники прибегали к жертвоприношениям и искуплениям, когда хотели положить конец общественным бедствиям или несчастьям отдельных лиц, считая, что эти беды представляют собой наказание, ниспосылаемое богами. Таким образом, вы без труда поймете, что китайцы, обеспокоенные угрожающим им адом и утешаемые надеждой попасть в рай, сочли выгодным для себя принять христианство, тем более что их заверили, что еще до того, как они покинут земную жизнь и обретут невообразимое блаженство, они будут во сто крат счастливее, чем прочие люди. Почему? Потому что благодать святого духа тысячью способов доставит усладу их душе и утешит ее, потому что в земных делах им будут покровительствовать сын божий, пресвятая дева, бесчисленное множество святых и т.д. После того как эта религия привлекла таким способом на свою сторону этих людей, нечего бояться, что их испугает суровость требований евангельской нравственности. Эту нравственность им показывают по частям, сначала демонстрируя те ее требования, которые менее способны обескуражить. Но как бы там ни было, если они чувствуют, что удержаться в состоянии благодати тяжело, то в то же время они узнают, что легко восстановить свое доброе имя. Та же религия, которая поучает их, что необходимо выполнять обязанности, чрезвычайно суровые для нашей натуры, предлагает им быстроосуществимые и легкие средства, отлично помогающие против грехопадения: достаточно лишь раскаяться и заявить о своих прегрешениях на исповеди.

Есть запрещенные утехи - это да;
Но с небом человек устроится всегда150

Вы, несомненно, читали слова г-на Дейе151: <Кто же не видит, что надежда на столь легкое и надежное оправдание скорее согласуется с желанием грешить и увеличивает распущенность и дерзость порока, чем его подавляет? Канадские дикари хорошо поняли этот секрет. Видя, что один из их соотечественников, обращенный в христианство, боясь оскорбить бога, совестится совершить нечто, к чему его побуждают, эти дикари говорят ему, имея в виду иезуитов; черные сутаны завтра снимут с тебя этот твой грех. Не бойся греха, который завтра, когда ты исповедуешься,  уже не будет существовать^2. Вы знаете также, что возразил тот же священник, [г-н Дейе], тем, кто его критиковал153: <Как будто я сам это сказал: нет ни одного человека (вплоть до самых грубых людей, не присоединивших к здравому смыслу и уму, какими их наградила природа, ничего из того, что дает человеческая культура), который бы с самого начала не понял, что ваша исповедь ведет к тому, что грешник надеется чересчур легко получить прощение своих прегрешений...


Создание: АК |