Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Секта Эпикура, которая столь долго процветала ...

Секта Эпикура, которая столь долго процветала и из которой вышли очень большие люди, оказалась вне общего согласия, ибо если эта секта признавала богов, то, по ее взглядам, боги эти ни во что не вмешивались, ничего не создали и обязаны своим существованием139, так же как Солнце и Земля, случайному столкновению определенных атомов. Разве это означает согласие со всеобщим мнением, что существуют боги и что они создали мир и управляют им? Разве вы можете сослаться на согласие эпикурейцев с данным мнением в доказательство состоятельности вашей точки зрения? Читали ли вы у г-на Рико140, что у турок есть секта, <абсолютно отрицающая божество? И что <в Константинополе столь много людей, придерживающихся этого принципа, что это может вызвать изумление и ужас. Большинство этих безбожников - кади и люди ученые, сведущие в арабских книгах. Другие члены этой секты - христиане-ренегаты, которые стараются убедить себя в том, что после смерти нечего бояться и не на что надеяться, дабы избежать угрызений совести, испытываемых ими из-за их отступничества...141 Это проклятое учение так заразительно, что оно проникло даже в гаремы, в покои жен и евнухов. Оно повлияло даже на пашей и, отравив их, распространило свой яд на весь двор... Говорят, султан Морат очень благосклонно относится к этому мнению в своем дворе и в своей армии>. Знаете ли вы, что атеизм Спинозы является воззрением142 некоторых сект, распространенных в Азии, и что у китайцев, самого ученого и самого искусного народа на Востоке, есть секта атеистов, в которую входит большинство образованных людей и философов? И вы считаете все это <мнением находившихся в каждом столетии двух или трех (не более) вольнодумцев, которые, чтобы спокойно жить в распутстве, отрицали божество? Не повторяя всех примеров, приведенных мной в <Разных мыслях> или в <Словаре>, я назову лишь некоторых лиц, живших в новое время, которых обвиняли в атеизме: Аверроэса, Кальдерина, Политиена, Помпонацци, Пьетро Бембо, Льва X, Кардан, Цезальпина, Таурелла, Кремонини, Беригарда, Вивиани (187), Томаса Гоббса. Можете вы поверить вместе с отцом Рапеном, что отказаться от религии способны лишь ничтожный автор сонетов и мадригалов, развратник, придворный, женщина легкого поведения? Можно ли характеризовать так самых знаменитых философов, врачей, математиков, ученых? Есть ли в нравах этих людей более заметное распутство, чем в обычной жизни бесчисленного множества людей, согласно общему мнению, порядочных и ортодоксальных?

§ XIX. КАКИМ ОБРАЗОМ ВОЗРАЖЕНИЕ, СОСТОЯЩЕЕ В ТОМ, ЧТО ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС И САМОЛЮБИЕ ОТТАЛКИВАЮТ ЛЮДЕЙ ОТ РЕЛИГИИ, ОБРАЩАЕТСЯ ПРОТИВ ТЕХ, КТО ЕГО ВЫДВИГАЕТ? ЗАМЕЧАНИЕ О ТОМ, ЧТО МНОГО КИТАЙЦЕВ ПЕРЕХОДИТ В ХРИСТИАНСТВО

Боюсь, как бы против отца Рапена не была обращена его собственная мысль. Иными словами, поскольку он утверждает, что самолюбие и требования страстей ввергают человека в безбожие, то на это ему можно возразить, что большинство ортодоксов привязывается к религии из корыстолюбия. Разве дети Израиля из любви к богу обращались с просьбами к божествам143, идущим впереди них? Разве они обращались с этой просьбой не ради того, чтобы иметь верных проводников и непобедимых покровителей? Разве боги домашнего очага у язычников и множество других богов, которые были объектом поклонения, обоготворялись не в надежде, что таким путем из дома будут устранены все несчастья, урожай будет обильным, путешествия не принесут беды и т.д.? Христиане, читающие в Новом завете, что они призваны страдать на земле, не отрывают глаз от содержащихся в Ветхом завете обещаний, что те, кто соблюдает закон, обретут на земле счастье, они постоянно вспоминают высказывание апостола Павла144, заверявшего, что благочестие обеспечит нам [счастливую] жизнь - и земную, и загробную. Один льстит себя надеждой, что, молясь богу, он добьется того, что его торговля будет процветать; другой - что он этим предохранит свои поля и виноградники от града; третий - что он благодаря молитве выиграет процесс; четвертый - что он таким способом избежит всех интриг своих врагов, так же поступают и другие, бога призывают так же, как дровосек из сказки призывал смерть145, а именно, чтобы извлечь выгоду из его помощи. Нерадивость в служении богу вызывает страх перед тем, что возникнут беды, представляющие собой противоположность перечисленным благам. Так что кроме надежды на вечное блаженство люди льстят себя надеждой посредством религии обрести счастье в этом мире и боятся оказаться несчастными и на земле, и в ином мире, утратив веру. Место разума занимает выгода; дело обстоит именно так - поверьте теологу, проникшемуся нетерпимостью и поднимающему по самому ничтожному поводу крик о ереси.

<Несомненно, - говорит он146, - человек верит в сотни вещей, так как хочет в них верить, не имея на то какой бы то ни было другой причины. А хочет в них верить он потому, что его страстям выгодна такая вера...147 Я верю в таинства Евангелия не в силу убеждения, а потому, что это имеет высшее значение для славы бога и для моего спасения...148 Я твердо и непоколебимо верю, что такой-то мужчина мой отец. У меня нет доказательства этого, но я вижу, что для меня крайне важно верить в это потому, что я должен выполнять по отношению к этому мужчине обязанности сына, и еще потому, что от этого зависит мое спасение и послушание в отношении повелений бога; от этого также зависит право на большое наследство, причитающееся мне. Важность для меня истины такой-то есть мой отец приводит к тому, что моя воля с большой силой эту истину одобряет. Истина, гласящая существует бог, может быть доказана, я полагаю, но не посредством доказательства, ощутимого для грубого ума. Эта истина не может быть доказана так, как можно дать понять любому уму, каким бы низменным он ни был, что шесть составляет половину двенадцати. Тем не менее этот грубый ум, если он верит, с бесконечно большей силой проникнется истиной существует бог, чем истиной шесть половина двенадцати. Он согласится скорее умереть, чем отрицать первую из этих истин, но не захочет перенести самую незначительную неприятность ради второй истины. Отчего это происходит? Оттого, что данный человек верит, что от истины существует бог зависит вся его слава, все его счастье, а в особенности слава божья. А от второй истины ни богу, ни ближнему, ни самому этому человеку нет никакой пользы. Вот почему он одобряет истину бог существует и не желает допустить ни малейшего сомнения в ней>. Не думаете ли вы, что человек, покупающий монашеское одеяние, чтобы оградить себя от бед, заинтересован в том, чтобы приписать этой одежде чудесную силу? И что теологу набожность дает немалое преимущество в мирской жизни? Набожностью он завоевывает благословение народа, восхваления, ласки и, более того, дары женщин. Он распределитель милостей; руководить совестью отнюдь не значит возделывать почву, которая ничем не оплачивает усилий того, кто ее возделывает. Наконец, быть набожным так выгодно, что многие люди, вовсе не набожные, стараются казаться набожными. Вообще церковь - очень добрая мать, она щедро кормит149 своих служителей, она доставляет им средства и для того, чтобы заставить себя уважать, и для того, чтобы заставить себя бояться. Она заменяет собой многих работников, и ее сохранение настолько выгодно ее служителям, что в случае нужды они последуют примеру тех, кто испускал ужасные крики; <Велика Диана Эфесская!>


Создание: АК |