Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Ведь обычно именно сообщением о существовании ...

Ведь обычно именно сообщением о существовании бога начинается воспитание детей с момента, как они начинают различать звуки131 и лепетать. Это очень похвальный обычай, но он не дает возможности проверить, проистекает ли у детей склонность к почитанию бога лишь из того, что в них запечатлела природа.

§ XVIII. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ОТВЕТОВ, КАКИЕ МОЖНО ДАТЬ НА ВОЗРАЖЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ПРЕДЫДУЩИХ ГЛАВАХ. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ ИСКЛЮЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ СДЕЛАТЬ, ГОВОРЯ ОБ ОБЩЕМ СОГЛАСИИ?

Прежде чем перейти ко второму возражению, я хочу сказать, что не считаю, что уже убедил вас. Мне кажется, вы бы мне ответили следующим образом. Во-первых, даже если будет доказано, что подвергнутые сомнению сообщения г-на Фабриса совершенно верны, нечего обращать на них внимание: из этих сообщений следует самое большее, что атеизм проник в сознание некоторых варварских и свирепых народов. Это не имеет никакого значения. Но неужели вы полагаете, что ваш противник удовлетворится таким ответом? Не ответит ли он вам так, что вам придется отступить? Вы обещали ему согласие всех народов, а теперь вы сводите дело к согласию лишь большей части народов. Вы полагались на то, что самое жестокое варварство не могло заглушить познание бога, а теперь утверждаете, что народ не может отказаться от атеизма как раз потому, что он является варварским. Можете не сомневаться, что ваш противник ответит вам, что народ, очень далекий от культуры, тем более пригоден для того, чтобы показать нам природу в чистом виде. Разве можно расслышать голос природы, когда ему приходится пробиваться сквозь толстый слой искусств и наук, законов, мод, уставов и обычаев, церемоний и споров и сотен других изобретений ума человеческого? Разве не следует опасаться того, что голос, прошедший через такое множество каналов, будет скорее голосом искусства, нежели голосом природы? Разве не уместно заподозрить, что тот же законодатель, который извлек из дикого состояния такую-то часть людей, ввел у них культ богов? Вспомните, пожалуйста, что наиболее ортодоксальные авторы отнюдь не затрудняются исследовать при помощи весьма вероятных предположений происхождение идолопоклонства. Эти авторы, следовательно, полагают, что идолопоклонство было создано искусственно. Книга, написанная Варроном о древностях, начинается делами человеческими, а заканчивается делами божественными, ибо, говорит этот автор132, божественные дела возникли позднее, чем общество. Вы можете, во-вторых, ответить, что если замечания г-на Фабриса точны, на что вы очень надеетесь, то речь будет идти всего о двух-трех атеистах на каждое столетие, а в таком случае согласие должно быть признано всеобщим в строгом смысле слова. Если раз в год рождаются два или три урода133, это не мешает утверждать, что все дети появляются на свет с одной головой, двумя ногами и двумя руками. Напомню вам прекрасное высказывание на сей счет отца Рапена134, если вы его забыли: <Столь общее согласие всех народов, среди которых нет ни одного без веры в бога, есть инстинкт природы, который не может быть ошибочным,  будучи  универсальным.

Прислушиваться к мнению находившихся в каждом столетии двух или трех (не более) вольнодумцев, которые, чтобы спокойнее жить в распутстве, отрицали божество, было бы глупостью. ..> Ват противник, однако, не растеряется, он спросит вас, следует ли под тем предлогом, что все дети рождаются на девятый месяц, считать уродами тех, кто родился на седьмой месяц. Он предложил вам и отцу Рапену привести свою позицию в согласие с утверждениями многочисленных авторов, которые жалуются на то, что число атеистов было очень велико. Как вы знаете, знаменитый миним (185) сообщал135, что в Париже их было более пятидесяти тысяч и что часто даже в одном доме оказывается целая дюжина атеистов. Это вовсе невероятно, но из проповедей и других книг видно, что из века в век не прекращаются жалобы на то, что число людей, у которых нет никакой религии, чрезвычайно велико. Эти жалобы зазвучали особенно громко после того, как вслед за взятием Константинополя на Западе возродилась художественная литература. Эта жалоба звучит в многочисленных произведениях, ставящих целью доказать либо истинность христианской религии, либо существование бога. <Свет, двор и армия, - говорилось в одном <Диалоге>, напечатанном в 1681 г.136, - полны деистов, людей, считающих, что все религии суть изобретение человеческого ума. Эти дерзкие умы сомневаются во всем. Они вооружены злобными возражениями, направленными против книг Ветхого и Нового завета и доказывающими, что мы не обязаны верить, что эти книги действительно сочинены теми авторами, чье имя они носят. Этим объясняется то, что ныне люди, притязающие на умение писать, ставят себе цель защитить христианскую религию от неверующих: все произведения имеют такую направленностью Я отсылаю вас к немецкому теологу, опубликовавшему в 1663 г. сочинение, озаглавленное <Scrutinium atheismi>. В этой книге много подробностей, в ней приведены имена многих лиц,: считавшихся атеистами, и многочисленные жалобы137 на успехи атеизма. Как же выи отец Ранен можете согласовать то, что вы утверждаете, с таким множеством авторов? Я разрешаю вам рассматривать их сетования как пустую, исполненную преувеличений декламацию. Я скажу вам даже, что некоторые упрямые богословы е таким упорством стали ежедневно обвинять кого-нибудь в атеизме и обвинили в нем так много ни в чем не повинных лиц, что не следует обращать никакого внимания на приводимые ими списки атеистов. Тем не менее остается несомненным, что количество неверующих всегда было больше, чем полагает отец Рапен. [Свидетельства о] тех из них, кто имел смелость и дерзость пропагандировать свои взгляды и публично выступать с такой проповедью, переходят из книги в книгу: память о них сохраняется, передаваясь из века в век. Не так обстоит дело с теми, кто имел благоразумие открываться собеседнику лишь с глазу на глаз. Число таких атеистов несравненно более велико138 чем число тех, кто открыто проповедовал атеизм. Путешественники обнаруживают таких атеистов почти повсюду, главным же образом в странах свободы, где больше всего процветает литература. Деисты или атеисты этого рода своими именами не увеличивают списка безбожников, они не оставляют контроверзистам и историкам документов, являющихся памятником [их неверия]. Они, однако, представляют собой весьма реальное исключение из вашего афоризма. Неоспоримо, что целые секты не охватываются всеобщим согласием, которое вы так превозносите.


Создание: АК |