|
|
|
Они прибегают к насилию в отношении ...Они прибегают к насилию в отношении религии всегда лишь с целью поставить на место определенных форм культа и верования, которые
им не нравятся, другие. Таким образом, поскольку существуют народы, не признающие никакого божества, необходимо заключить, что они были таковыми с момента их возникновения и что они не вышли до сих пор из того древнего варварского состояния, в каком некогда коснел род людской, пока провидение не вдохновило нескольких лиц, отличавшихся добродетелью и умом, которые создали государства и украсили их прекрасными законами. Благодаря заботам этих выдающихся лиц у людей возникли новые вкусы вследствие введения искусств и наук, главным же образом вследствие введения культа богов110. Но некоторые народы были лишены этого преимущества либо потому, что им не повстречался талантливый законодатель, либо потому, что их свирепая тупость сделала их чересчур невосприимчивыми к культуре. Несомненно, религия установлена теми, кто вывел род людской из дикого состояния. Некогда древний Орфей, жрец богов, провозвестник их воли, Вот, господин, требование, от которого Веллею очень трудно было бы отвертеться, если бы оно было ему предъявлено, а в наше время его вполне можно было бы предъявить. Но впрочем, и не принимая во внимание это затруднение, вы можете понять, насколько слабым и ветхим оказалось рассуждение этого философа. Ведь из трех принципов, которые служат основанием его рассуждения, два первых отпадают сразу же после того, как оказывается, что они не способны противостоять историческим знаниям. Я показал вам, что упомянутые принципы относятся к вопросу о фактах и что опыт - великое средство решения [таких вопросов] - противоречит им. После этого нельзя пользоваться и третьим принципом, по которому согласие всех людей есть безошибочный отличительный признак истины. Данный принцип неприменим к объекту, о котором идет речь. Это две вещи, одна из которых [принцип] чересчур обширна, а другая [вера в бога] чересчур узка. Вы сочтете, может быть, что для исправления рассуждений Веллея достаточно предусмотреть какие-то исключения и изъять догму о врожденных идеях, вызывающую столь много возражений, двусмысленностей и недоразумений. Не обольщайте себя этой надеждой, ибо даже в обоснование следующего положения: зависит ли идея божества от воспитания или она от него не зависит, она необходимым образом истинна, поскольку почти все люди такой идеей обладаю!, невозможно выдвинуть рассуждение, обладающее доказательной силой и лишенное крупных ошибок. Об этом мы поговорим ниже112. § XII. АВТОРИТЕТ [МНЕНИЯ] БОЛЬШИНСТВА ОСОБЕННО СЛАБ В ОТНОШЕНИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТИН И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ Если большинство голосов мало что доказывает, когда речь идет о достоинствах отдельных лиц, то оно еще меньше способно доказать как истинность мнений об исторических фактах, так и истинность философских воззрений. Это будет предметом данного параграфа. Вы не станете отрицать, что очень большое количество историй о том, как были основаны города и государства, о делах и победах древних царей и т.п. не слывут в народе несомненными истинами. Много историков пересказывало их, а некоторые против них возражали, что убедило многих людей в том, что не следует верить этим историям. Но если бы собрали всех жителей и спросили каждого, верит ли он упомянутым историям, то на тысячу давших утвердительный ответ пришелся бы лишь один, дающий ответ отрицательный. Такой эксперимент можно было бы провести в Афинах, если бы попробовали собрать голоса в пользу истинности рассказов о подвигах Тезея, и в Риме, если бы стали собирать голоса в пользу Эти две строки принадлежат Пруденцию. Он выступает против язычников, оказавшихся в меньшинстве. Во времена апостолов его довод ничего не давал: он был благоприятен для языческой религии, которая тогда владела сознанием большинства. |
||
Создание: АК | |