Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Поскольку, таким образом, руководствуясь принципами ...

Поскольку, таким образом, руководствуясь принципами, противоположными моим, нельзя избежать неудобства, какого можно опасаться от моей теории, было бы неблагоразумным отказаться от нее из-за этого, в то время как она очень удобна во многих других отношениях, в особенности для того, чтобы обязать человека добросовестно искать истину... Кроме того, я говорю, что основание, в силу которого обычно считают убийство (хотя бы оно было совершено по указанию совести убийцы) большим преступлением, чем отказ выполнить указание совести, требующей убийства, усматривают в том, что считают, будто бог так же судит о наших поступках, как судят о них судьи уголовного суда, т.е. считается, что бог, вынося приговор о поступке человека, принимает во внимание кроме модификаций его души еще и последствия движения материи, посредством которого люди осуществляют свои желания. Так что бог якобы считает, что тот, кто убивает человека, намереваясь лишь ранить его, совершает большее преступление, чем тот, кто ранит человека, намереваясь его убить. Это большое заблуждение. Тем не менее я не осуждаю судей за то, что они руководствуются таким взглядом, поскольку не дело судей исследовать, что творится в сознании убийцы, в его сердце... Что касается бога... то он судит о наших поступках чрезвычайно достоверно и безошибочно, не обращая внимания ни на что, кроме модификаций нашей души, не принимая во внимание, приводит ли та или иная из этих модификаций в движение шпагу или не приводит. Бывает такая модификация души, которая хотя и приводит в движение шпагу, но в нравственном отношении выше, чем иная модификация души, не вызывающая применения оружия. Если, таким образом, верно, что бог принимает во внимание лишь модификацию души, удовлетворимся рассмотрением того, что он видит в человеке, который всецело убежден, что должен совершить убийство и в то же время не хочет его совершать, а также, что он видит в человеке, который, будучи проникнут тем же убеждением, совершает убийство. В первом бог видит неестественное, непростительное и зловредное пренебрежение повелениями бога (ведь я уже тысячу раз говорил, что пренебрегать тем, что считаешь повелением бога, - значит пренебрегать повелением бога, даже если, воображая, что это божье повеление, ты ошибаешься). Во втором человеке, совершившем убийство, бог видит глубокое уважение к тому, что этот человек считает
повелением бога. Следующие две аксиомы, несомненно, обладают одинаково бесспорной ясностью; целое больше части; человек должен делать то, что ему приказывает бог, и считать, что он должен делать то, что считает приказанием бога... Необходимо, следовательно, чтобы душа первого человека представлялась ему менее безнравственной, чем душа второго, поскольку все, что есть плохого в душе первого, сводится к тому, что она приняла за внушение бога то, что на самом деле не было божественным внушением. Так как в данном случае налицо лишь фактическое заблуждение, то оно отнюдь не может быть такой преступной провинностью, какой является акт воли, состоящий в том, что человек отказывается подчиниться богу.

ГЛАВА X
Продолжение ответа на возражения, выдвигаемые против заблуждающейся совести. Разбор утверждения, что когда еретики применяют репрессии к тем, кто их преследует, то они не правы. Доказательства того, что совесть заблуждающегося может оправдать того, кто ей следует ...I. Давайте не отклоняться от цитаты, являющейся предметом данного комментария. Учитывая то, что было здесь сказано в различных местах, ясно, что если слова <3аставь их войти> содержат в себе приказ заставлять людей войти в лоно церкви, то их можно принуждать к этому не только посредством штрафов, тюрем, ссылок, но и посредством смертной казни. Мы можем предполагать, что в этом изречении содержится закон преследования, доведенного до крайности. Но поскольку это всеобщий закон, нельзя избежать признания, что намерение издавшего этот закон было всеобщим, что он адресуется в равной степени ко всем, признающим Евангелие книгой, внушенной богом. Но если намерение бога было всеобщим, то все знающие его приказ обязаны ему подчиняться. А подчиняться богу они могут, лишь преследуя тех, кого они считают противниками истины. Таким образом, представляется, что бог приказывает им преследовать всех, кого они считают противниками истины. На что же можно жаловаться, если они это делают?...Нужно еще заметить, что дух всех всеобщих законов таков, что их применение оказывается сообразным пониманию тех, кто их выполняет, по крайней мере тогда, когда законодатель не дал на этот счет иных распоряжений. Например, пятая из десяти заповедей: Почитай отца своего и мать свою, не предписывает детям ту или иную форму почитания и не обязывает их почитать определенное лицо. Заповедь требует лишь, чтобы дети воздавали тому, кого они сами считают своим отцом, почести, которые приняты в их стране.

Так что в стране, где почитать человека значит надевать при нем шапку, идти впереди него, говорить ему ты и т.д., ребенок, который будет так поступать не в отношении того, кто его породил, а в отношении того, кого он принимает за своего отца, выполнит закон божий coeteris paribus [при прочих равных условиях] столь же совершенно, как и человек, который в нашей стране всегда будет снимать шапку перед своим настоящим отцом, уступать ему дорогу, обращаться к нему лишь в третьем лице и т.д. Скажем то же самое и о законе <Заставь их войти>\ по-видимому, самый ясный смысл, в каком его можно понимать, тот, что всякий должен пользоваться теми формами насилия, какие производят наибольшее впечатление в стране, где он проживает, что он должен совершать насилие над теми, кого он считает стоящими на неверном пути. И таким образом, поскольку положение в обоих случаях одинаково, лютеранин, принуждающий папистов стать лютеранами, столь же точно повинуется повелению бога, как и папист, принуждающий лютеран стать сторонниками мессы... II. Вот другой довод. Наши противники признают, что совесть, знающая истину, обязывает и что, делая то, что эта совесть тебе предписывает, ты поступаешь хорошо. Это может быть верно лишь в силу некоего либо необходимого, либо произвольного закона, который мы можем себе представить изложенным в следующих выражениях: я требую, чтобы для людей было совершенно обязательным следовать истине; и те, кто будет следовать истине, совершат доброе дело. Но думается, что такой закон мог быть объявлен людям лишь при том условии, что права, которые он дает истине, даются не только тому, что в действительности есть истина, но и тому, что признается истиной. Следовательно, как мне представляется, тот же закон, который требует, чтобы следование голосу совести, знающей истину, не наказывалось, требует, чтобы так же не наказывалось следование голосу совести, считающей, что она знает истину, после того как она приложила необходимые старания, чтобы не ошибиться... III. ...Бог предлагает нам истину таким образом, что он предоставляет нам взять на себя обязательство исследовать то, что нам предлагается, и определить, является ли это истиной или не является. С этого момента можно сказать, что он требует от нас лишь того, чтобы мы хорошенько исследовали и хорошенько искали, и что он довольствуется тем, чтобы после самого лучшего исследования, какое мы могли произвести, мы согласились бы с положениями, которые нам представляются истинными, и полюбили их как дар небес. Невозможно, чтобы искренняя любовь к положению, которое после заботливого исследования принято как дар бога и которое любят единственно лишь вследствие этого убеждения (в том, что сие дар божий), была чем-то дурным, даже если в данном нашем убеждении содержится заблуждение. IV.


Создание: АК |