Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Тем самым мы спасем христианство ценой ...

Тем самым мы спасем христианство ценой его сторонников. Но если мы скажем, что все насилия, совершенные папизмом, были законным и естественным следствием предписания Иисуса Христа: <3аставь их войти>, то все будет как раз наоборот. Мы спасем честь христиан, пожертвовав их религией и божественным основателем их религии...

ГЛАВА VI
Пятое опровержение буквального смысла [Писания] посредством довода, что его невозможно осуществить без неизбежных преступлений и что не может служить извинением заявление, будто еретиков наказывают лишь за нарушение эдиктов
...Мы верим чему-либо, лишь когда оно нам представляется истинным... От нас не зависит, что оно нам представляется истинным, точно так же, как от нас не зависит, что вещи представляются нам черными или белыми... Я хорошо знаю, что иногда ум дает сердцу обмануть себя и что в сомнительных случаях страсти и стяжательство могут склонить душу утверждать то, что еще представляется ей неясным. Но желать, чтобы человек избирал религию, совращая свой собственный ум, было бы ужасным извращением. Более того, это извращение мало возможно в отношении определенных догматов, которые мы привыкли рассматривать как абсурдные и противоречивые: например, что нужно есть своего бога, что крысы иногда его едят, что тело человека одновременно находится в тысяче мест, не занимая никакого пространства. Короче, подобно тому как от наших страстей не зависит то, чтобы снег представлялся нам черным, а для этого необходимо либо почернить снег, либо поместить нас в такое место и снабдить такими глазами, которые вызвали бы в нашем мозгу те же самые модификации, какие вызывают в нем черные объекты, - точно так же, чтобы заставить нас утверждать то, что мы отрицаем, необходимо, чтобы ранее отрицаемое стало истинным в нашем мнении, а это предполагает определенное соответствие между объектами и нашими способностями, но достигнуть такого соответствия не всегда в нашей власти...

ГЛАВА IX
Восьмое опровержение буквального смысла [Писания] посредством довода, что он лишае т основания жалобы первых христиан на языческие преследования Я предполагаю, что христиане отправили своих уполномоченных ко двору языческого императора, чтобы они выступили в защиту своих единоверцев и пожаловались на то, что их изгоняют из страны, заточают в тюрьмы, отдают на съедение зверям, казнят. Я предполагаю, что буквальный смысл, о котором здесь идет речь, известен и христианам, и язычникам, будучи прочитан теми и другими в Евангелии от Луки, с которым язычники, если хотели, могли познакомиться. Я предполагаю также, что министр императора приступил к переговорам с уполномоченными христиан и, узнав о предмете их жалоб, сказал им: господа, на что вы жалуетесь? С вами обращаются так, как вы обращались бы с нами, будь вы на нашем месте. Так что вы должны признать наше благоразумие и жаловаться на время, а не на нас. Время вам не благоприятствует: мы ныне сильнее.

Благоразумие говорит, что мы не должны упускать возможностей, предоставленных нам судьбой, и расправиться с сектой, жаждущей расправиться не только с нашими храмами и нашими богами, но и с нашей жизнью, с нашей совестью. Ваш бог недвусмысленно приказал вам заставлять следовать за ним каждого, кто явится. Что же сделали бы вы, если бы располагали силой? Разве не убили бы вы всех, кто не мог бы решиться пойти против света своей совести и поклониться вашему распятому богу? На это следовало бы ответить, если быть хоть немного искренними и следовать воззрению, которое я опровергаю: верно, ваше превосходительство, если бы мы были сильны, мы не оставили бы в живых ни одного некрещеного человека на свете. Но в этом проявилось бы наше милосердие по отношению к ближнему. Мы видим, что тот, кто не следует нашей религии, осуждает себя на вечное проклятие. Мы поэтому были бы очень жестоки, если бы не применили насилия. Но мы не станем это делать жестоко, как поступают язычники по отношению к нам. Мы заставим проиграть судебный процесс тех, кто не захочет обратиться [в христианскую веру]; мы будем к ним придираться, мы не дадим им собираться
для богослужений. А если это не сделает их жизнь достаточно печальной, мы отправим к ним солдат, которые будут их разорять и избивать, мы не позволим им бежать, если обнаружим попытку к бегству, мы сошлем на галеры их, мы заточим их жен и детей. Словом, им останется лишь один из двух выходов: либо влачить жалкое существование в тюрьме, либо дать себя окрестить. Но если их убивают, это богу не нравится. Может быть, иногда солдаты, превышая данные им полномочия, нанесут инакомыслящим столько ударов, что те умрут. Но это будет случаться редко и получит мало одобрения.

Вы видите, я далек от того, чтобы искажать этот ответ. Я свожу его к самым благочестивым, самым умеренным выражениям, каких могли бы пожелать те, против кого я выступаю... Посмотрим, что возразит министр языческого императора: Поистине, господа, вы изумительные люди. Вы считаете милосердием не убивать человека сразу, а сделать его несчастным на длительное время, заставив его либо решиться сгнить в тюрьме, либо проявить слабость и сделать вид, будто он верит в то, что его совесть считает отвратительным безбожием. Ну что ж, господа, помимо того что это мнимое милосердие не помешает вам поступать так же, как поступаем мы, т.е. изобретать жестокие пытки, когда вы найдете, что этого требует время и место (ибо ваш учитель приказывает вам совершать насилие лишь вообще, а вы уже сами выбираете тот вид насилия, какой вы считаете нужным,доносы, постой солдат, когда вы их находите более подходящими, чем резню и изощреннейшие изобретения палачей, и, наоборот, резню и палачество, когда вы находите их более полезными, чем штрафы, доносы и наглость солдатни), кроме этого, говорю я, я нахожу забавным то, что вы ставите себе в заслугу коварную политику, являющуюся подлинной причиной того, что вы не хотите крови своих подданных. Вы находите для себя удобнее не сокращать их число, чтобы всегда быть сильными и хвастаться тем, что вы без казней достигли больше, чем другие посредством казней. Судите об этом как хотите. Мы не будем так глупы, чтобы, имея возможность избегнуть этого, позволить вам достичь такого положения, при котором вы будете совершать такие бесчинства. Так что извольте терпеть. Император, мой господин, должен принести эту жертву ради общественного спокойствия своего века и всего потомства, бичом которого вы являетесь.


Создание: АК |