Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Таким образом, как только какой-нибудь еретик ...

Таким образом, как только какой-нибудь еретик своим умом и красноречием, своими добрыми нравами укрепит Других в их ереси и даже убедит правоверных в том, что они заблуждаются, как только он все это совершит, разрешается его убить или отравить, огласить тысячи раз гнусную клевету, позорящую его репутацию, и подкупить лжесвидетелей в поддержку этой клеветы. Пусть кто-либо скажет, что это несправедливо; ответ будет сразу же готов: в других случаях это действительно было бы несправедливо, по, раз дело идет об интересах церкви, пет ничего более справедливого. Очевидно, даже если я не стану входить в отвратительные подробности, что нет преступления, которое не было бы, таким образом, сделано актом религии. Судьи, конечно, осудят еретиков во всех процессах. Еретиков будут безнаказанно обворовывать и станут нарушать данное им слово в самых важных делах. У них отберут их детей. Против них выставят лжесвидетелей. Будут развращать их дочерей, дабы их постыдная беременность вынудила их искать помощи у доброй религии. Словом, им будут наносить все оскорбления, какие только можно вообразить. Насилие и обман, переплетаясь друг с другом, будут обращены против них исходя из того, что, когда им станет невмоготу жить, они будут вынуждены изменить религию. И посредством указанного выше мотива люди, все это совершающие, будут убеждать себя, что они поступают хорошо. Что же может быть ужаснее? Не одна лишь [определенная] партия, основываясь на своем праве, будет творить все эти безобразия.

Каждый будет считать себя вправе совершать их, ибо всякая религия считает себя единственно истинной религией или по крайней мере самой истинной, а остальные религии рассматривает как враждебные богу или негодные, и каждая религия считает, что, обращая последователей прочих религий, она оказывает большую услугу богу. Я не вхожу сейчас в рассмотрение вопроса, все ли религии имеют равное право (предполагая, что их сторонники добросовестно убеждены в своей правоте) предпринимать действия для искоренения того, что они считают ложным. Но верно по крайней мере то, что Иисус Христос должен был предвидеть, что его заповедь приведет христиан к использованию насилия против тех, кто не принадлежит к их секте. А это будет неисчерпаемым источником преступлений и несчастий для доброй партии. Но невероятно, чтобы единственной причиной, склонившей Христа к тому, чтобы не давать людям такой заповеди, было предвидение неурядиц, к которым эта заповедь может привести и для которых она может послужить весьма благовидным оправданием. Это было бы так, если бы его уже в достаточной мере не убедила не давать такой заповеди вечная и неотделимая от этой заповеди несправедливость, заключенная в религиозных преследованиях.

Хотя я не желаю подробно рассматривать отвратительные смуты, порожденные тем, что самые несправедливые поступки становятся справедливыми в результате того употребления, какое дается им при искоренении заблуждения, но нужно сказать, что из-за этого возникает среди прочих и то неудобство, что короли и государи никогда не могут быть в безопасности, если их подданные придерживаются иной, чем они, религии. В этом случае подданные будут считать себя обязанными низложить этих королей и с позором преследовать их, если они не захотят отречься от своей религии. При этом такие подданные полагают, что совершают весьма законные действия. Ибо в конечном счете, скажут они, Евангелие требует, чтобы заставляли войти, следовательно, нужно, чтобы мы заставили нашего короля сменить религию, чтобы мы отказались ему повиноваться до той поры, пока он не сменит религию, а если он упорствует, нам следует его низложить и заточить в монастырь. Может быть то, что он испытает столько земных зол, научит его и освободит от предрассудков; во всяком случае мы дадим преимущества религии, подвергнув преследованиям короля, настроенного против нее, и заменив его другим, благосклонным к данной религии. Мы знаем, что этого достаточно, чтобы сделать справедливыми поступки, которые в ином случае были бы весьма преступны; давайте же низложим или умертвим наших королей-еретиков; это ужасное отцеубийство, когда оно совершается во имя иных целей, но это доброе дело, когда оно совершается на благо религии. Так, государи и подданные будут по очереди преследовать друг друга самым решительным образом. Первые будут силой принуждать подданных, придерживающихся религии, отличной от религии их короля, чтобы они отреклись от нее. Вторые, как только получат для этого возможность, сделают то же самое со своим государем. И те и другие будут поступать так, подчиняясь приказаниям сына божьего. Обязаны ли мы чем-нибудь Иисусу Христу, воплотившемуся и распятому ради нас, если тремя словами <3аставь их войти> он удалил самые слабые остатки естественной религии, спасенные при грехопадении первого человека, если Христос пришел смешать все понятия о пороке и добродетели, если он пришел ниспровергнуть границы, определяющие эти два состояния, сделав так, что убийство, кража, разбой, тирания, мятеж, клевета, клятвопреступление перестают быть дурными поступками в тот момент, когда их совершают по отношению к иноверцам, более того, они становятся тогда добродетелями, их требует долг, их необходимо проводить в жизнь? Это означало бы поставить себе цель - разрушить всякое общество и заточить человека в пещеру, дабы он избегал себе подобных, как самых опасных зверей, какие ему могут встретиться.

В позиции многих католиков, особенно французов, абсурдно то, что, желая, с одной стороны, добиться признания, что Иисус Христос предписал творить насилие, они, с другой стороны, не хотят, чтобы это распространялось на королей, не хотят, чтобы церкви принадлежало право низлагать последних. Это крайне жалкая позиция. На основании приведенной выше цитаты они утверждают, что королям было разрешено богом для сокрушения их подданных-еретиков заключать их в тюрьмы, отдавать в распоряжение драгун, вешать и сжигать. Но они не хотят признать того, что эта же цитата дает право народам прогонять королей, не желающих принять веру своих подданных, и возводить на их место правоверных людей в тот момент, когда папа или церковный собор найдут, что для этого приспело время. Какой смысл в позиции, согласно которой Иисус Христос предписал совершать насилия всегда, за исключением тех случаев, когда насилие может более всего послужить делу церкви, приведя к гибели одного-единственного человека? Ведь всякому ясно, что гибель одного государя - еретика и ханжи может избавить религию от большего количества бед, чем гибель ста тысяч крестьян и ремесленников. Таким образом, если предположить, что слова <3аставь их войти> означают: грабь, убивай, сажай в тюрьму, вешай, четвертуй до тех пор, пока никто не осмелится отказаться подписать [отречение от ереси], то я не вижу, на каком основании высмеивают Суареца, Бекана (161) и многих других, утверждающих, что в словах <Отплати за моих овец> содержится предписание обращаться с королями-еретиками совершенно так же, как пастухи обращаются с волками, - которых они истребляют omni modo quo possunt, всеми средствами, какие им доступны.
Мне скажут: бог недвусмысленно заявляет, что власть королей от бога и что тот, кто сопротивляется распоряжениям королей, сопротивляется богу. Но это возражение ничего не дает. Разве не бесспорно, что убийство, клевета, кража, клятвопреступление недвусмысленно запрещены богом? Если же вопреки этому запрету они становятся добрыми делами, когда их совершают ради блага религии, то не следует ли сказать то же самое о всяком другом запрещенном поступке, не исключая и низложения короля? Правда заключается в том, что те самые люди, которые так громко говорят, что они далеки от попыток низложения королей, не являющихся правоверными, опровергают себя на деле, как это можно было наблюдать во Франции во времена Лиги (162). Вот до какой степени верно, что естественное и необходимое следствие буквального смысла, опровергаемого мной, состоит в том, чтобы не щадить ни коронованных голов, ни чего угодно на свете, когда речь идет о том, чтобы способствовать процветанию религии.


Создание: АК |