|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ЗаключениеВ силу целого ряда причин Волжский автомобильный завод оказался в большей степени, чем многие другие крупные предприятия страны, подготовлен к восприятию рыночных реформ. Сказывался опыт значительной части инженерного корпуса ВАЗа, непосредственно знакомого с опытом "Фиата", присутствие продукции АвтоВАЗа на мировом автомобильном рынке. Однако многим надеждам середины 1980-х гг. не суждено было воплотиться в жизнь. Стремясь повысить эффективность использования финансов завода, АвтоВАЗ выступил инициатором создания одного из первых в СССР коммерческого «АВТОВАЗбанка», ставшего в последствии одним из факторов выживания предприятия в первой половине 1990-х гг. 1990-е гг. занимают особое место в истории Волжского автомобильного завода. Ему предстояло пережить распад страны, разрыв с традиционных связей с поставщиками из бывших союзных республик и стран Восточной Европы, изменение природы социально-экономических отношений в стране, разрушение планово-распределительной системы, обострение социальных конфликтов, развал системы государственных социальных гарантий. Многие крупные промышленные предприятия, в том числе и в автомобильной промышленности (например, «Москвич»), не смогли выжить, перестали существовать. С января 1993 г. ПО "АвтоВАЗ", ранее являвшееся государственной собственностью, официально стало открытым акционерным обществом, а 220 тыс. его работников – владельцами акций предприятия, то есть – формально - его собственниками. Социальная жизнь предприятия этого времени характеризовалась острым противостоянием между Советом трудового коллектива, заводского профсоюза и администрацией завода. При этом все стороны конфликта понимали важность сохранения завода, производства, как условия выживания работников предприятия. ВАЗу удалось сохранить объемы производства, поставить на конвейер новые модели автомобилей. После кризиса продаж 2002 г. стабилизировался спрос на продукцию АВТОВАЗа, и даже наметилась тенденция к росту – в 2004 г. продажи «Лады» вазовской сборки увеличились на 2.6%. Таким образом, АВТОВАЗ, единственный из отечественных автопроизводителей сумел сохранить свои позиции на рынке легковых автомобилей в то время как другие российские заводы с него уходили.
По данным на 2002 г., различные модели «Лады» продавались в 48 странах мира, в 2003-2004 гг. их число сократилось до 35. Организована сборка машин из автокомплектов, поставляемых из Тольятти, на Украине, в Эквадоре, Египте, Казахстане, Уругвае, ряде других стран. С 2000 по 2004 г. поставка автокомплектов на экспорт выросла в полтора раза, со 103 тыс. до 157 тыс. штук. На рубеже 2005-2006 гг. произошли и происходят глубокие изменения в системе управления АВТОВАЗа. Значительно изменился состав совета директоров. В него вошли представители государственных компаний - представители "Рособоронэкспорта": председателем совета директоров стал заместитель гендиректора ФГУП Владимир Артяков, а кресло президента - генерального директора ОАО "АвтоВАЗ" занял бывший руководитель одного из департаментов этого госпредприятия Игорь Есиповский. Руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин избран членом совета директоров российского автогиганта. Планируется усилить государственную поддержку отечественному автопрому, и АВТОВАЗу – в частности. Предполагается расширение государственных инвестиций в модернизацию производства, расширение объема производимых автомобилей до 1 млн. 400 тыс. в год, значительного обновления и расширения модельного ряда автомобилей АВТОВАЗа. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создание: АК | |