Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Между тем знаменитый город автостроителей стал ...

Между тем знаменитый город автостроителей стал не только одним из самых дорогих в стране, но и местом, где люди быстро и отчетливо ощущали социальное расслоение - питательную почву для озлобления, люмпенизации и криминала. При этом, в силу специфики Тольятти, водораздел прошел не только по линии «богатые-бедные», «кооператоры и остальные», но и «вазовцы и не вазовцы». Особо болезненно воспринималось в общественном сознании граждан начала 1990-х гг. «вазовское спецснабжение» - источник зависти остальных горожан, на почве которого нередкими стали и бытовые конфликты. Масла в огонь подливало и то, что деление на «своих» и «чужих» было зачастую весьма условным. Так, по формальным соображениям некоторые категории работников Автозаводского района Тольятти оказались вообще лишены заводских льгот. Так, сотрудники заводских детских садов пользовались ими, а находившиеся формально в ведении РОНО учителя, занимавшиеся с теми же самыми подросшими детьми рабочих автозавода – нет. Кроме прочего, в зависимости от принадлежности к заводу существенно стали отличаться и заработки тех же самых категорий служащих. К примеру, заводской библиотекарь или воспитатель детсада получал значительно больше, чем их коллеги-бюджетники из аналогичных муниципальных учреждений.

Не все было благополучно и в коллективе самого ВАЗа, вчера еще гордившегося тем, что живет «одной семьей». Как уже говорилось, льготное распределение товаров нередко становилось источником конфликтов. Они доставались не всем в равной мере, имелись жалобы на отсутствие должной гласности при распределении и проч. Выявилось недовольство и его базовыми принципами. К примеру, как и раньше, безусловный приоритет отдавался здесь «заслуженным вазовцам» - работникам с большим производственным стажем, пенсионерам, инвалидам, участникам войны и проч. Однако с началом реформ материальное положение большинства из них сильно изменилось к худшему. Всем было известно, что получаемые от завода квартиры, машины, предметы длительного пользования будут ими либо перепроданы по рыночным ценам, либо переданы для пользования детям и внукам. В этих условиях только что пришедшая к станку заводская молодежь, которой нужно было создавать семьи и поднимать детей, чувствовала себя в известном смысле «обделенной»: не имея пока высокой квалификации, она не только получала значительно меньшие зарплаты, чем кадровые рабочие, но и могла воспользоваться меньшей долей заводских привилегий.

Неизбежной реальностью бурно наступавшего капитализма стало и обострение противоречий между администрацией предприятия, с одной стороны, и коллективом работников, с другой. О происходивших в этом отношении переменах, особенно заметных после завершения эпопеи акционирования завода в 1993 г., говорит, например, тон и характер вопросов и выступлений на профсоюзных конференциях, а также на встречах актива с заводским руководством. Стенограммы обнаруживают тревожную тенденцию роста взаимного непонимания, когда разговор велся не только в критическом или разраженном тоне, но как бы «на разных языках». Среди главных причин, конечно, лежало сильно действовавшее на людей общее ухудшение экономической ситуации в стране, разочарование большинства населения ходом реформ, тяжелое финансовое положение, в котором оказался ВАЗ. На встречах с коллективом руководству задавалось много «неудобных вопросов», благо в реальной жизни оснований для этого имелось предостаточно.

Характерно, что лейтмотивом выступлений работников ВАЗа являлся поиск справедливости – тема, по-прежнему важная для них, но вызывавшая оскомину у руководителей предприятия. «Почему для простых рабочих кирпича для строительства дачи нет, а в то же время начальство сооружает для себя хоромы из кирпича?»1 Подобный вопрос в принципе мог быть задан и в советский период, причем зарвавшийся начальник получил бы как минимум взбучку «за нескромность» по партийной линии. Но в июне 1993 г., когда он был задан Каданникову, жизнь и мораль настолько изменились, что на такие «мелочи» руководство АО перестало обращать внимания. «Я понимаю, что справедливость – понятие для многих относительное. Когда чего-нибудь дали – это справедливо, а если нет – это несправедливо»2, - отвечал В.В. Каданников, намекая на распространенность среди рабочих иждивенческих настроений. На самом деле трудно провести грань, где кончалась годами выпестованная на автогиганте привычка к заводскому патернализму и начиналось иждивенчество. Вряд ли, к тому же, только что избранный председатель Совета директоров АО «АвтоВАЗ» в полной мере осознавал, что в глазах рабочих, знавших его не один десяток лет, он остается их директором - Героем Соцтруда и депутатом Верховного Совета Каданниковым, которому когда-то коллектив оказал высокое доверие, избрав его гендиректором ПО «АвтоВАЗ».


1 ВА. 1993, 30 июня. с.6.

2 Каданников, ВА, 1993, 30 июня. с.6.


Создание: АК |