Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Территория завода превратилась в зону бойкой торговли ...

Территория завода превратилась в зону бойкой торговли, не прекращавшейся и во время рабочих смен. На завод потянулись «корабейники», торговавшие в цехах мороженым, книгами, ширпотребом и др. «Ходят прямо по отделам с мешками, ящиками, предлагают купить. Каким образом они проникают на завод»?1- недоумевали участники состоявшегося 29 апреля 1994 г. заседания Производственного совета АО «АвтоВАЗ», специально обсуждавшие ситуацию с сохранностью заводской собственности и режима работы предприятия. Секрет же был хорошо известен: часть коммерсантов с товаром допускались на территорию вполне легально, другие «договаривались» с охраной либо покупали настоящий пропуск у работника, заявлявшего затем о его «пропаже».

Проведенная в марте-апреле 1995 г. инспекция показала, что «торговля на заводе приняла беспорядочный, бесконтрольный характер. Наряду с системой КОП ВАЗа, на промплощадке торгуют различным товаром внезаводские коммерческие структуры, отдельные предприниматели»2. Эта ситуация, конечно, с самого начала противоречила Правилам внутреннего трудового распорядка, а также нормам охранного и санитарного режимов. Однако по непонятным причинам на все нарушения администрация длительное время «закрывала глаза». Наконец, 23 апреля 1995 г. был издан приказ №106 «Об упорядочении торговли продовольственными и промышленными товарами на территории завода». В соответствии с ним, «чужим» коммерческим структурам полностью запрещалась торговля промышленными и продтоварами на территории завода вне специализированных магазинов. Выданные им ранее пропуска изымались, вход на заводскую территорию был запрещен. Торговля продтоварами с лотков разрешалась теперь только заводскому КОПу. Ему же заводское руководство передавало на условиях бесплатной аренды все приспособленные для торговли помещения на заводской территории. «Продукты питания, привлекаемые на завод усилиями подразделений завода за счет бартерных операций и иным образом, подлежат реализации через торговую сеть комбината питания»3, - говорилось в приказе, закрепившем его по существу монопольные права по реализации товаров на заводской территории.

В одном из номеров 1991 г. заводская газета «Волжский автостроитель» поместила фотографию людей, идущих с сумками в направлении отдела кадров ВАЗа. Надпись под снимком красноречиво гласила: «Волжский автомобильный – надежная крыша в период экономического ненастья. Только не забудьте сумку…»4. Набитая товаром сумка стала «визитной карточкой» возвращающегося с тяжелой трудовой смены вазовца. Несомненно, принадлежность к трудовому коллективу и пользование немалыми заводскими благами стало важным фактором выживания на рубеже 1980-х -1990-х гг. За счет увеличенных в исключительном порядке базовых окладов работникам, введенной индексации зарплат и наращивания некоторых льгот в социальной сфере и по снабжению, в начале 1990-х гг. работники «АвтоВАЗа» оказались в значительно более благоприятном материальном положении, чем подавляющее большинство их коллег с других предприятий страны. Благодаря относительному благополучию на ВАЗе, основанному на специфике заводской продукции, Тольятти в это время и прославился на всю страну. Привлекательность завода в начале 1990-х гг. действительно была очень высокой. Неудивительно, что у проходных выстраивались очереди желающих попасть сюда на работу.

Однако сравнительное благополучие заводчан резко контрастировало с все более плачевным положением остальных жителей, не связанных с заводом, а в особенности – бюджетников, многодетных семей и пенсионеров. Более того, оказалось, что в ограниченном пространстве небольшого города прибавка 100-тысячному коллективу ВАЗа зарплаты каждый раз вела к «подстегиванию» цен в Тольятти, усугубляя и без того незавидное экономическое положение остальных жителей. Регулярный подсчет изменения стоимости покупательной «корзины» в Автозаводском районе для проведения индексации заводских зарплат показал, например, что в 1992 г. рост инфляции и стоимости жизни оказался здесь существенно выше, чем в целом по России5. Экономисты не могли объяснить подобный феномен иначе, чем более высокими доходами населения Автозаводского района, большую часть которого составляли работники автогиганта и члены их семей.


1 Каданников, ВА, 30 июля 1994, С.2.

2 Архив заводоуправления. Приказы по заводу. Д.238. Л.85.

3 Архив заводоуправления. Приказы по заводу. Д. 238. Л.85-86.

4 ВА, 1991, 29 ноября, Л.3.

5 ВА, 1992. 25 августа, С.3. Так, только за июнь 1992 г. рост стоимости жизни в Автозаводском районе составил 16%.


Создание: АК |