Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


В 1991 г., по решению руководства ...

В 1991 г., по решению руководства ВАЗа, КОП развернул на заводе сеть своих магазинов-кулинарий, через которые в условиях обострившегося в городе дефицита мяса рабочие снабжались мясными продуктами. Когда в начале 1993 г. в регионе вдруг исчез сахар, заводское руководство специально закупило большую партию. В апреле 1993 г. каждый желающий работник «АвтоВАЗа» получил через КОП по 10 кг сахара1.

На 1 октября 1993 г. КОП «АвтоВАЗа» представлял собой огромное хозяйство, в основном, доставшееся в наследство от советских времен, - 110 полностью оборудованных предприятий общепита на 44.987 посадочных мест, а также 47 магазинов, расположенных на заводской территории. В рыночных условиях КОП получил самостоятельность, став дочерним предприятием АО «АвтоВАЗ», и право на собственное производство и реализацию изделий (полуфабрикатов, готовых блюд и проч.) с установлением торговых надбавок и наценок. В декабре 1993 г., после многочисленных жалоб рабочих и тревожных сведений об отказе питаться в сильно подорожавших заводских столовых, для проверки ценообразования в КОП ВАЗа была направлена комиссия. В нее, наряду с членами профкома, вошли и сотрудники финансового управления АО «АвтоВАЗ». Комиссия обнаружила, что только за 1993 г. стоимость заводских комплексных обедов увеличилась в 22 раза (!) И это при том, что КОП продолжал получать значительные заводские дотации, жалуясь на низкую рентабельность. На деле, пользуясь бесконтрольностью, он пошел по пути произвольного увеличения наценок, что, как говорилось в заключении комиссии, «дало возможность комбинату питания, не работая по увеличению розничного товарооборота, получать доходы за счет увеличения стоимости собственной продукции (комплексных обедов)». При этом «за существенным подорожанием питания улучшения его качества не последовало»2. Профком принял решение умерить коммерческие аппетиты руководителей заводского общепита: наценки на комплексные обеды были ограничены 50%-тами, а дирекция КОП обязывалась впредь производить изменения прейскурантов только по согласованию с профкомом3.
ВАЗ активно учился жить в рыночных условиях. Откликаясь на просьбы работников, руководство завода и профсоюз дали «добро» на то, чтобы кооператоры и предприниматели развернули торговлю ширпотребом и продуктами прямо на территории предприятия. Им выдавались соответствующие пропуска и разрешения. Торговля максимально приблизилась к рабочему месту. Кроме того, на заводе полученный работниками по бартеру товар не только распространялся, здесь же его можно было выгодно поменять или продать. Для местных предпринимателей заполненный дефицитом ВАЗ, с многотысячным коллективом, более-менее регулярно получающим приличную по российским меркам зарплату, стал настоящим «клондайком».

Фактически в первой половине 1990-е гг. вокруг заводских льгот сформировался «черный рынок», о котором было известно всем – от заводского руководства до рядового рабочего. В бригадах на смену прежних дискуссий о производстве, политике и семейных делах пришли разговоры «на злобу дня» - где и что «выбросили» в КОПе, как бы не опоздать записаться в очередную очередь за «бартерными» телевизорами, кому бы повыгоднее сбыть полученный вчера «лишний» холодильник, как бы отпроситься у бригадира, чтобы примерить новую кофточку у кооператора, расположившегося с товаром у соседнего цеха… Специфика повседневных забот и будней эпохи «всеобщей коммерциализации страны» не просто проникла на территорию предприятия, но и начинала активно влиять на его функционирование.


1 ВА, 1993, 22 июля. Л.6.

2 Архив заводоуправления. Оп.5. Д.1576. Л.13.

3 Постановление президиума Профкома №57-2 от 9 декабря 1993 г. - Архив заводоуправления. Оп.6. Д.86. Л.266-268.


Создание: АК |