Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


4. «Мы» и «они»

10 января 1991 г. газета «Волжский автостроитель» опубликовала заметку под характерным заголовком «Жить, как в Тольятти?». В ней говорилось, что в центре Москвы, на популярном тогда на всю страну пешеходном Арбате, появилась надпись: «Хочу жить, как в Тольятти!». «Видимо, и впрямь кончилось время, когда все провинциалы завидовали москвичам: чего только не было на прилавках столичных магазинов! А сейчас - ничего нет. Как и у нас. Но у нас гораздо большую расторопность и заботу о своих работниках проявляют предприятия»1, - замечал автор статьи. Так что же, пришло время всегда находившимся в смысле снабжения на особом москвичам завидовать жителям Тольятти?

Как и по всей стране, здесь быстро развивалась коммерческая торговля с казавшимися «заоблачными» ценами. В государственных же магазинах действовала карточная система, но зачастую нормированных товаров на хватало и даже по карточке потребителя жители не могли получить в минимальном количестве самого необходимого: мяса, масла, сахара, крупы, мыла, водки и др. Огромные очереди, давка, ругань и конфликты в магазинах стали ежедневной рутиной. В худшем положении оказывались те, кто ежедневно работал и не мог стоять в очередях: зачастую им попросту не хватало положенных по талонам продуктов и промтоваров.

Руководство ПО «АвтоВАЗ» помогло работникам пережить самый болезненный период реформ. В отличие от остальных жителей Тольятти, они были прикреплены не к магазинам по месту жительства, а к специальным заводским точкам «АвтоВАЗторга» в Автозаводском районе. Те снабжались не в пример лучше госмагазинов: чтобы поддержать своих работников при посредничестве райисполкома завод расплачивался с поставщиками товаров своей продукцией – автомобилями и запчастями. В условиях, когда любой дефицитный товар длительного пользования ценился много больше моментально обесценивавшихся денег, ВАЗ объективно оказался в исключительно благоприятном положении. Однако, несмотря на то, что магазины «АвтоВАЗторга» занимались продажей продуктов и товаров исключительно работникам ВАЗа, там тоже в 1990-1991 гг. фиксировалось много эксцессов, вплоть до избиения продавцов разгневанными покупателями и вмешательства милиции2.

Кроме магазинов «АвтоВАЗторга», заводчане снабжались также и через заводской комбинат общественного питания (КОП), имевший на вазовской территории не только сеть своих столовых и буфетов, в которых работники регулярно питались, но и магазинов. Здесь тоже все было дешевле и обильнее, чем в обычных точках города. В 1992 г. на удешевление питания работников ВАЗа КОП получил 659 млн.. руб. заводских денег3. В условиях повального дефицита снабжением продуктами руководил первый заместитель директора КОПа И.Г. Зиньковский.

С конца 1980-х гг. на цели снабжения коллектива продуктами и промтоварами завод ежегодно специально выделял по 2 - 3 тыс. своих автомобилей. На вырученные от их продажи деньги, либо по бартеру, дефицитный товар приобретался в России и за границей. Торговые операции согласовывались с СТК, чья комиссия ежемесячно утверждала ассортимент закупок. В числе прочего для рабочих покупались книги (были заключены прямые договора с крупнейшими издательствами страны). Только в 1990 г. ВАЗом было закуплено и продано работникам по твердым государственным ценам на 130 млн.. руб. продуктов и на 125 млн.. дефицитных промтоваров, в основном, длительного пользования (холодильники, телевизоры, магнитофоны и др.)4 Рыночные цены этих товаров были значительно выше.

Много споров возникло вокруг вопроса, стоит ли «менять» машины на табак и спиртные напитки, в то время как не хватает «полезных» продуктов - колбасы, сыра, шпрот, конфет и др. Дискуссии были прерваны самой жизнью. В конце 1990 г. табак вдруг исчез с полок магазинов. Возмущенные курильщики по всей стране, не найдя его в продаже, вышли на улицы и начали перекрывать автотрассы. В Тольятти сигареты тоже стали «стратегическим товаром». «На заводе дошло до того, что начались мини-забастовки. Курящие рабочие [не получившие привычную дозу никотина] стали плохо себя чувствовать», они требовали от заводских снабженцев во что бы то ни стало срочно «достать табак». ВАЗ вынужден был оперативно решать эту проблему, осуществив закупки сигарет в том числе в США5.


1 ВА, 10 января 1991 г. С.3.

2 ВА, 1991, 27 марта, Л.3.

3 Архив заводоуправления. Оп.6. Д.85. Л.7.

4 ВА, 1991, 8 февраля, С.4.

5 Моховикова Л.Л. И.А. Барышников: «Был и остаюсь вазовцем». Тольятти: АО «АвтоВАЗ», 2001. С.54-55.


Создание: АК |