Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


3. Приватизация
 

Тем временем вопрос о приватизации ПО "АвтоВАЗ" вступал в решающую фазу. В марте 1991 г. для открытого обсуждения были, наконец, опубликованы проекты Законов СССР и РФ о приватизации, дающие юридическую основу для приватизации и акционирования предприятий. В соответствии с союзным проектом, трудовым коллективам предоставлялись большие права, чем по российскому проекту. Но в связи с распадом СССР после краха ГКЧП союзный закон так и не был принят. Российский Закон о приватизации был одобрен 3 июля 1991 г., а к 1 сентября правительство должно было разработать пакет нормативных актов для его практической реализации. Однако первый состав Госкомимущества не успел его подготовить, в том числе и потому, что пришедшие в Кремль осенью 1991 г. радикальные реформаторы из окружения Президента России Б.Н. Ельцина, возглавляемые Е.Т. Гайдаром, А.Н.Шохиным, А.Б. Чубайсом, настаивая на форсированном вхождении страны в рынок, предложили «уточнить» первоначальную схему приватизации. «Правила игры» были окончательно изменены после того, как руководителем Госкомимущества стал А.Б. Чубайс. В конце 1991 г. под его руководством был подготовлен и утвержден Указом Б.Н. Ельцина первый пакет документов по приватизации, а в январе 1992 г.- второй пакет законов. Наличие юридической базы позволило «АВТОВАЗу» поставить вопрос в практическую плоскость.

В феврале 1992 г на предприятии была сформирована рабочая группа из представителей дирекции, СТК и профкома, которая приступила к изучению изданных в Москве нормативных документов. 27 мая 1992 г. эти заводские инстанции направили главе Госкомимущества РФ А.Б. Чубайсу письмо следующего содержания: 1) ПО "АвтоВАЗ" намерен преобразоваться в ОАО и осуществить приватизацию единым производственно-социальным комплексом, включая сам завод, его филиалы, а также предприятия соцкультбыта и проч.; 2) Коллектив ВАЗа претендует на то, чтобы, учитывая его специфику, ему было сделано исключение из заложенных в юридических документах стандартных правил приватизации. По ним можно было выбрать любую из 3-х стандартных схем, но ни одна из них не устраивала ВАЗ. В частности, заводчане настаивали на безвозмездном предоставлении 35% обыкновенных акций членам трудового коллектива. Кроме того, они рассчитывали получить право выкупа 10% акций по номинальной стоимости, еще 10% акций с 30%-ной скидкой и рассрочкой платежа на 3 года, наконец, менеджменту ВАЗа – право выкупа 5% акций по номинальной стоимости. В итоге при максимальной реализации этой схемы у коллектива ВАЗа оказывался контрольный пакет акций предприятия.

Письмо руководителей рабочей группы «АвтоВАЗа» было воспринято Госкомимуществом как предварительная заявка на приватизацию. 3 июля 1992 г. создается Государственная комиссия по акционированию и приватизации «АвтоВАЗа» под председательством А.Б. Чубайса, с участием представителей Фонда федерального имущества РФ, завода и местных властей. Уже 6 июля команда Чубайса, не склонная идти на существенные компромиссы, прибыла в Тольятти для обсуждения позиций. Здесь прошло первое заседание Госкомиссии. Чубайс настаивал на предоставлении трудовому коллективу лишь 20% акций предприятия вместо 35% в письме. По воспоминанию И.А. Барышникова, «председатель комиссии сначала общался только с «генералами ВАЗа», а его – представителя от рабочих – как-то не воспринимал. Но потом Чубайс сменил свое мнение»1. Это было связано с тем, что СТК продолжал пользоваться большим авторитетом на заводе, и через переговоры лишь с администрацией решить вопрос о сближении позиций не представлялось возможным.


1 Моховикова Л.Л. Указ. соч. С.70.

Создание: АК |