Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Базовый размер фонда социального развития ...

Базовый размер фонда социального развития (ФСР) должен был рассчитываться исходя из планового размера этого фонда на одного работающего на начальный год пятилетки. К базовому размеру причисляться его прирост по нормативам за каждый процент прироста производительности труда и каждый процент снижения затрат на производство. Нормативы прироста утверждаться на пятилетний период без дифференциации по годам и кварталам. Абсолютные размеры фонда распределяться на основании сметы расходов по годам и кварталам на основании планов по труду в сопоставлении с нормативами базового фонда. Начисленные суммы фонда социального развития уменьшаться на суммы допущенных по вине объединения и отнесенных на общезаводские балансовые счета потерь, штрафов, неустоек, умноженных на коэффициент 0,31 (норматив образования фонда социального развития из прибыли предприятия). За наличие сверхнормативных запасов, заявленного, но не установленного оборудования, сумма ФСР уменьшаться на 1,2% от стоимости этих запасов. Расходовать фонд предполагалось самостоятельно по смете, утвержденной администрацией и согласованной с профсоюзным комитетом после рассмотрения и одобрения ее трудовыми коллективами. Смета - учитывать очередность и конкретные суммы на приобретение инвентаря, оборудования, аппаратуры для подшефных баз отдыха, общежитий, детских учреждений, спортивных сооружений и других объектов коммунально-бытового и социально-культурного значения; проведение оздоровительных мероприятий, в том числе распределения путевок на отдых и лечение; общественное питание; проведение политических, культурных и физкультурных мероприятий, наглядная агитация; помощь молодым семьям; коллективное садоводство и огородничество.

Базовый размер фонда материального поощрения (ФМП) также должен был образовываться исходя из планового размера на исходный год пятилетки плюс прирост по нормативам увеличения производительности труда и снижения затрат на производство. Коэффициент образования ФМП из прибыли предприятия определялся в 0,17. Половина ФМП направляться на стимулирование роста производительности труда и половина - на снижение затрат. Начисления на рост фонда намечалось производить ежеквартально, исходя из выполнения плана по росту производительности и снижения затрат на рубль товарной продукции за вычетом покупных комплектующих деталей и амортизационных отчислений. Начисленные суммы уменьшать за допущенные по вине объединения потери, штрафы, неустойки. За наличие сверхнормативных запасов, заявленного, но не установленного оборудования, сумма ФМП должна была снижаться на 0,8% от стоимости этих запасов. Вопрос о расходовании ФМП решаться предприятием самостоятельно по смете, утвержденной администрацией и согласованной с профсоюзным комитетом после рассмотрения и одобрения ее трудовыми коллективами в следующей очередности: премирование за выполнение плановых заданий; премирование за успехи в соцсоревновании; единовременное поощрение отдельных работников за выполнение особо важных заданий; вознаграждение за общие результаты работы за год (“тринадцатая зарплата”); единовременная помощь работникам; оплата отпусков в части, касающейся материального поощрения; авторское вознаграждение рационализаторам и изобретателям. Средства ФМП направляться также на покрытие перерасхода фонда заработной платы.
Общий расчет ФМП на пятилетку представлен в табл. 3 (см.):

Таблица 3

Расчетные показатели развития ФМП на 12-ю пятилетку1.

 

1986

1987

1988

1989

1990

Базовый размер ФМП (тыс. руб.)

2100

2100

2100

2100

2100

Запланированный рост производительности труда по отношению к 1985 г., %

+ 2,3

+ 4,5

+ 6,8

+ 9,6

+ 11,9

Снижение затрат на 1 руб. товарной продукции, %

- 1,9

-3,7

-5,3

-8,9

-10,0

Увеличение ФМП за счет роста производительности труда и снижения затрат, тыс. руб.

+101

+196

+ 289

+ 446

+524

Общий рост планового фонда материального поощрения, тыс. руб.

2201

2296

2389

2546

2624

 
Предполагалось установить зависимость уровня оплаты и уровня жизни трудовых коллективов от объема заработанных финансовых ресурсов и твердо стоять на бригадной форме организации и оплаты труда по конечному результату, которая должна охватить не только рабочих, но и весь промышленно-производственный персонал. Хозрасчетные бригады должны были охватывать как основное производство, так и вспомогательное. Предусматривались специализированные бригады из рабочих одной профессии (сборочное и аппаратурное производство), комплексные бригады (технологически замкнутые и стадийные), сквозные бригады. Всего в АвтоВАЗе предусматривалось 3500 бригад, в том числе 900 по основному производству. Коль скоро все бригады предполагались хозрасчетными, то это должно было обеспечить их работу на участках с минимальной численностью. Премии по своим размерам не должны были ограничиваться, а уравниловка исключаться. Начальники управлений получали право до 25% заработанного премиального фонда снимать с одних отделов и передавать другим, оставлять денежный резерв для решения задач ближайшей перспективы. Такими же правами были наделены начальники отделов.


1 Ясинский А.И. и др. Указ. соч. С. 64.

Создание: АК |