Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


2. Неотвратимость реформ

К моменту “ускорения” передовое, и как говорилось, самое рыночное предприятие Советского Союза, рассматриваемое на равных с ведущими автомобильными фирмами мира, накопило немалый груз технической, экономической и человеческой усталости от комплекса из года в год нерешаемых проблем. Неоднократные обращения руководства АвтоВАЗа по поводу совершенствования производства дали результаты. С января 1985 г., т. е. еще до апрельского пленума ЦК КПСС, АвтоВАЗ переводился на работу в условиях нового экономического эксперимента. Этот факт говорит о способности вазовского коллектива работать с опережением, ибо многое из того, что предусматривалось экспериментом, отразилось в концепции “ускорения” и “перестройки”. Поначалу В.Н.Поляков восторженно встретил приход к власти М.С.Горбачева. Сразу после апрельского пленума ЦК КПСС в мае 1985 г. он обратился в Комиссию Политбюро по совершенствованию управления и эффективности народного хозяйства СССР с письмом, в котором излагались основные положения работы АвтоВАЗа в новых условиях. Уже разработана документация, писал министр, определены нормативы. Работа в условиях эксперимента, по мысли Полякова, в 12-й пятилетке по сравнению с предшествующей должна обеспечить следующие результаты (см. табл. 2).

Таблица 2

Планируемые показатели работы АвтоВАЗа в 11-й и 12-й пятилетках

 

11-я пятилетка

12-я пятилетка

+, -

Капитальные вложения в техническое перевооружение и реконструкцию, млн руб.

1028

970

- 58

Товарная продукция, млн руб.

11461

13280

+ 1819

Валютная выручка, млн руб.

3170

3500

+330

Доля прироста продукции за счет роста производительности труда, %

74

100

 

Снижение себестоимости, %

+0,52

- 3,05

- 3,57

Рост прибыли, %

115,7

135,2

+19,5

АвтоВАЗ обязывался полностью обеспечить производство запчастей к 1990 г. Вместе с тем, указывал Поляков, планируемые Госпланом цифры не смогут обеспечить объединение необходимыми лимитами. Так, вложения на освоение новой модели ВАЗ-2110 должны составить 970 млн руб., а всего необходимо будет вложить 1 325 млн руб., тогда как по предусмотренным всему Минавтопрому лимитам выделяется 920,5 млн руб., из которых АвтоВАЗу может быть выделено 637 млн руб., из них на нецентрализованные капложения - 569 млн руб., т.е. 59% от потребности. Это, указывал Поляков, лишает АвтоВАЗ возможности работать в условиях экономического эксперимента1.

Становилось ясно, что необходимо было изыскивать дополнительные средства, и на всю страну руководство ВАЗа заявило, что будет расширять масштабы эксперимента и строить свое благополучие на “трех китах”: самофинансировании, самоокупаемости и самоуправлении, а приобретенный опыт распространять на всю страну. В новой пятилетке обновить и модернизировать всю выпускаемую продукцию, сократить сроки подготовки новых базовых моделей с 8 до 5 лет, приступить к изготовлению семейства более экономичных переднеприводных автомобилей, в том числе с пятиступенчатой коробкой передач и микропроцессорными системами управления, освоить выпуск автомобилей “Ока” с двигателем повышенной мощности, разработать новые конструкции и изготовить опытно-промышленные партии дизельного двигателя и переднеприводного автомобиля ВАЗ-2110, которые по своим параметрам будут соответствовать мировому уровню автомобилестроения. Сверх контрольных заданий АвтоВАЗ обязывался выпустить продукции на 150 млн руб., 12 тыс. машин без привлечения дополнительных ресурсов, увеличить выпуск товаров народного потребления в 1,7 раза. Одновременно сократить промышленно-производственный персонал на 1300 человек, обеспечить опережающий рост производительности труда, наращивание объемов и улучшение качества.

По составленному на ВАЗе встречному плану цифры еще более увеличивались. Если по контрольным цифрам среднегодовой темп прироста выпуска автомобилей предполагалось увеличить в 2,5 раза, то по встречному плану - в 4 раза. Число выпускаемых моделей - вместо 9 довести до 16, новых моделей - с 2 до 9. Среднегодовой запланированный прирост прибыли вместо 6,2% должен был составить 6,8%. Налицо были иллюзии и надежды, связанные с провозглашением нового курса.


1 РГАЭ. Ф. 398. Оп. 1. Т.4. Д. 10495. Л. 89-91.

Создание: АК |