Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Наблюдалось постоянное снижение качественных ...

Наблюдалось постоянное снижение качественных показателей. Каждая новая модель, которая ставилась на производство, в отличие от первых вазовских моделей, была хуже, чем соответствующие западные аналоги. Между тем выход на внешний рынок составлял весомую долю в производстве ВАЗа. На какое-то время удалось поднять экспорт за счет “Нивы”, который был новинкой в легковом автомобилестроении. Но ее освоение было осуществлено в ущерб производству запасных частей к другим моделям и способствовало нагнетанию дефицита на запчасти внутри страны.

Примерно в то же время на коллегии Минавтопрома обсуждался вопрос о качестве автомобилей ВАЗа, указывалось, что имеющиеся недостатки (распредвалы, крестовины, электрооборудование) не устраняются. В принятом решении А.А.Житкову и техническому директору М.Н.Фаршатову предлагалось принять меры с привлечением к ответственности виновных лиц1. На одном из таких совещаний Поляков устроил форменный разнос руководителям ВАЗа за снижение качества автомобилей2. Еще более бурный разнос был устроен в июне 1981 г., когда Поляков побывал на заводе и выступил на нем с довольно резкой речью.

Ухудшение экономических показателей касалось не только и не столько ВАЗа и заводов объединения, сколько всех предприятий Союза. В связи с этим обострилась проблема с поставщиками и заводами-смежниками. Для освоения восьмой модели необходимо было 235 новых пластмассовых деталей, новые резино-технические изделия, алюминиевые трубки, стекло. Не справлялись смежные заводы и с поставками электрооборудования3. В.Н.Поляков и его заместитель Е.А.Башинджагян непрерывно слали письма в соответствующие министерства с просьбой ускорить работу4. В январе 1982 г. на совещании в Минавтопроме по поводу низкого качестве шины МИ-166, которая не соответствовала требованиям внешнего рынка по герметичности камер, балансу, биению, изностокойсти и пр., назывался и виновник некачественного изготовления - ПО “Бобруйскшина”5, которое начало поставлять свою продукцию на ВАЗ в феврале 1981 г. Вопрос решался очень медленно. В апреле 1984 г. Дирекция ВАЗа писала в МВТ, что заводу было выдано извещение о запрете отгрузки в ряд стран вазовских автомобилей в связи низким качеством упомянутых шин. Это грозило срывом экспортного плана. Говорилось о том, что была создана правительственная комиссия, которая приняла меры к снятию запрета. Содержалась просьба не налагать на завод экономических санкций6.

В марте 1985 г. Поляков докладывал в Совет Министров о том, что низкое качество комплектующих, поставляемых смежниками, вынуждает ВАЗ идти на временные решения и обходную технологию, снижая качество автомобиля., а его зам Е.А.Башинджагян докладывал, что по этой причине освоение модели ВАЗ-2108 задерживается7. В другом совместном письме В.Н.Полякова и замминхимпрома З.Н.Полякова в Совет Министров говорилось о том, что в связи с расширением производства ВАЗ-2108 (задание на 1985 г. - 35 тыс. машин, 1986 г. - 110 тыс., в 1987 г. - 220 тыс.), предусмотренные темпы обеспечить не удастся, если не принять дополнительных мер8.

Негладко складывалось сотрудничество АвтоВАЗа в рамках СЭВ. На конец 1981 г. завод имел 16 соглашений о сотрудничестве и кооперации производства в автомобильной промышленности с социалистическими странами. Нередко заключение соглашений о сотрудничестве затягивалось, особенно с Болгарией9, хотя на ВАЗе велась шумная кампания о дружбе и сотрудничестве Тольятти с болгарским городом Старая Загора. В октябре 1984 г. В.И.Исаков писал в Автоэкспорт о низком качестве комплектующих, поступающих на ВАЗ из стран СЭВ и СФРЮ. Из 126 наименований 18 было забраковано. В результате завод вынужден был их дорабатывать и получать рекламации, причем число рекламаций выросло по сравнению с 1983 г., в частности по югославским аккумуляторам в 2,4 раза, по болгарским - в 1,6 раза, по польским реле-прерывателям в 1,6 раза и т.д.10

Естественно, что все перечисленные обстоятельства не способствовали повышения качества вазовских машин. Из жалоб, поступивших в Минавтопром в 1985 г., 43% касались непосредственно производства автомобилей11. Из анализа писем, жалоб и заявлений трудящихся по разным адресам, которые, как правило, стекались в дирекцию АвтоВАЗа и с которыми на заводе велась работа, явствует, что значительная их часть относилась к производству. Так, в 1984 г. 237 жалоб напрямую апеллировали к производственным дефектам, в 79 случаях авторы просили заменить кузов. Сами жалобы свидетельствовали об острейшем дефиците автомобилей и запчастей. На отсутствие последних жаловались 1233 человека. А.Н.Пономаренко писал министру по поводу дефектов в приобретенной машине ВАЗ-21033. Машину он приобрел в 1983 г., весной выехал на дачу и начались, как он писал, неприятности: вышел из строя радиатор, обнаружилась течь масла через крышку картера, масло погнало в систему охлаждения. Выявилась течь масла через сальник крестовины коленвала, заклинило коробку передач. Пономаренко требовал заменить двигатель, но гарантийная служба ему отказала, ссылаясь на инструкции по эксплуатации. “Мне нужен автомобиль, - писал автор, - а не инструкции”. Вдобавок, вскоре на корпусе зеленого цвета начали выступать синие пятна, затем началось отслоение краски. Всего за 8 месяцев эксплуатации машина пришла в полную негодность. Получилось, заключал автор, что за 8,5 тыс. руб. он приобрел брак12.  В других письмах указывалась невозможность купить машину нужного цвета (“У капиталистов это можно. Пусть к нашим гражданам относятся так же”).


1 РГАЭ. Ф. 398. Оп. 1. Т.4. Д. 8916. Л. 244-245.

2 ТГА. Ф. Р-352. Оп. 3. Д. 952. Л. 48-49.

3 РГАЭ. Ф. 398. Оп. 1. Т.4. Д. 8993. Л. 232.

4 См. например: РГАЭ. Ф. 398. Оп. 1. Т.4. Д. 8980. Л. 136-161.

5 РГАЭ. Ф. 398. Оп. 1. Т.4. Д. 9289. Л. 10.

6 ТГА. Ф. Р-352. Оп. 4. Л. 765. Л. 55.

7 РГАЭ. Ф. 398. Оп. 1. Т.4. Д. 10484. Л. 158, 326.

8 РГАЭ. Ф. 398. Оп. 1. Т.4. Д. 10498. Л. 69-70.

9 РГАЭ. Ф. 398. Оп. 1. Т.4. Д. 9361. Л. 2.

10 ТГА. Ф. Р-352. Оп. 4. Д. 765. Л. 124-125.

11 РГАЭ. Ф. 398. Оп. 1. Т.4. Д. 10420. Л. 135.

12 ТГА. Ф. Р-352. Оп. 4. Д. 1161. Л. 20-24.


Создание: АК |