Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Как бывало в прежние годы, хорошо смотревшиеся ...

Как бывало в прежние годы, хорошо смотревшиеся на бумаге реформы не сработали. Хотя предприятия получили право выбирать партнеров по экономической деятельности взамен прежних нерадивых поставщиков, необходимая для этого инфраструктура в виде банков, посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж, маркетинговых и других рыночных структур отсутствовала. К внедрению рыночных механизмов советская промышленность оказалась не готовой. Число неэффективно работающих предприятий умножилось, до 30% их стали убыточными. Началась борьба за получение госзаказа и перечисление средств и ресурсов в фонды развития предприятий всеми возможными способами. Новыми возможностями они воспользовались своеобразно: повышали цены на продукцию за счет прекращения выпуска дешевых товаров, “забывая” о повышении производительности труда, снижении себестоимости и рентабельности. А главное, - постоянное нарастание дисбалансов в экономике. В результате перехода на новые формы оплаты труда заработки на предприятиях стали быстро расти, приобретая взрывной характер по отношению к производительности труда, вопреки всем законам экономики. Количество денег на руках у работников, на которые нечего было купить, увеличилось. Росли сбережения на вкладах. Руководство страны в сентябре 1989 г. вынуждено было принять закон о прогрессивном налогообложении фонда оплаты труда, воспринятый в обществе крайне негативно как закон о замораживании заработной платы.

В июле 1988 г. был опубликован закон о кооперации. Кооперативы можно было создавать везде, в том числе на базе государственных предприятий. Но развитие кооперативов тоже упиралось в отсутствие инфраструктуры, монополию государства на сырье и ресурсы. Создаваемые кооперативы быстро сориентировались в ситуации, не особенно стремясь к производственной деятельности и обратившись к торгово-посреднической сфере. Повсеместно стали возникать рестораны, магазины, кафе, объекты обслуживания, где цены были намного выше, чем в государственной сети. Наблюдался стремительный рост теневой экономики, сращивание государственного аппарата с коммерческими структурами. Преодолевая административные препоны и чиновничий произвол, “кооператоры” путем взяток и блата скупали государственные товары по дешевым ценам и реализовали их втридорога, что вызывало дополнительное напряжение в обществе, и отношение населения к таким кооперативам оказалось резко отрицательным. Тем не менее “кооперативное движение” охватывало в 1990 г. около 1 млн людей. Постепенно стали приобретать организационные формы другие виды внегосударственной деятельности. Возникли первые коммерческие банки, торгово-посреднические биржи и другие структуры.

Тем временем экономическая ситуация в стране продолжала стремительно ухудшаться. Прилавки государственных магазинов пустели. “Худели” продовольственные заказы на предприятиях и в учреждениях. Вводились карточки на продукты питания. Предприятия лихорадочно цеплялись за свою социальную сферу и подсобное хозяйство, дабы как-то выживать в сложившейся ситуации. Ширилось забастовочное движение.

Что происходило в эти переломные годы на АВТОВАЗе? Об этом говорят его производственные показатели в 11-й пятилетке (см. табл. №1):

Таблица 1

Сравнительные показатели работы АвтоВАЗа в 11-й и 12-й пятилетках1

 

1976-1980

1981-1985

Среднегодовой темп прироста выпуска автомобилей, %

1,4

0,2

Число выпускаемых моделей и модернизаций

7

8

Число новых моделей

3

3

Среднегодовой темп прироста продукции, %

5

2,8

Среднегодовой темп прироста производительности труда, %

4,1

1,6

Среднегодовой темп прироста прибыли, %

9,7

1,6

1 Составлено на основе таблицы, приведенной в кн.: Ясинский А.И. и др. Ускорение социально-экономического развития объединения: Опыт АвтоВАЗа. М., 1988. С. 6.


Создание: АК |