Главная
О целях
Информация
Обучение
Требования
Примерная тематика
Формирование
Информация
Качество и гарантии
Управление
Темы
Основы
Экономическая эффективность
Управление рисками
Методические указания
Решения и советы
Обучение
Практики


Предварительные замечания

 А) В основе доклада – научная история Волжского автозавода (ныне ОАО «АВТОВАЗ»), который в течение последних 40 лет был не просто лидером отечественного машиностроения, но и существенным фактором экономического, социального и культурного развития страны (см.: Журавлев С.В., Зезина М.Р. Пихоя Р.Г., Соколов А.К. АВТОВАЗ между прошлым и будущим. История Волжского автозавода, 1966-2005. М., 2006) В непродолжительном по историческом меркам опыте ВАЗа, как в зеркале, отразились все свойственные советскому и постсоветскому обществу признаки: "косыгинские реформы", на смену которым пришел «застой» и нарастание проблем в экономике, затяжной кризис в условиях разрушения планово-распределительной системы в конце 80-х гг. Затем-  зарождение новых рыночных отношений, выживание завода в лабиринтах новых экономических, политических, социальных реалий России рубежа ХХ - ХХ1 вв. Если учитывать формы собственности предприятия, то историю завода можно разделить на два крупных этапа: с момента создания этого госпредприятия и до официального акционирования ВАЗа 5 января 1993 г. С точки зрения основных экономических процессов, можно выделить следующие главные этапы истории предприятия:

1) 1970-1984 гг., когда в полном объеме сохранялись основы плановой экономики;

2) С 1985 г., когда, после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС была провозглашена концепция совершенствования хозяйственного механизма, форсирования НТП, осуществлялась децентрализация управления экономикой, расширение прав предприятий, внедрение хозрасчета и др. АвтоВАЗ стал одним из лидеров поиска нового хозяйственного механизма: получил право на создание в 1986 г. внешнеторговой фирмы «АвтоЛада», организовал в 1988 г. один из первых в стране коммерческих банков АВТОВАЗбанк. Этот этап заканчивается одновременно с крушением плановой социалистической экономики в 1991 г.,
3) С 1992 по 1998 гг. - борьба за выживание и сохранение производства отечественных автомобилей. Завод был вынужден, преодолевая огромные проблемы, сохранять кадровый потенциал предприятия, создавать дилерскую сеть, выстраивать хитроумные и небезупречные с точки зрения государственной власти схемы по минимизации налогообложения.
4) Время после "дефолта" 1998 г. и до конца 2005 г. Этот период характеризуется повышением конкурентноспособности производства автомобилей на АВТОВАЗе вследствие снижения затрат на оплату труда, временным сокращением импорта иностранных автомобилей, выпуском новых моделей автомобилей.
5) Пятый этап начинается с 2006 г., когда не без вмешательства государствапроизошла смена руководства предприятием. Планируется усиление роль государства в управлении ОАО АВТОВАЗ, значительное расширение инвестиций в создание новых производственных мощностей, расширение модельного ряда автомобилей.

Б) Ограниченные временные рамки доклада не позволяют в полной мере и в комплексном ключе осветить все проблемы и механизмы перехода к советской к постсоветской экономике, а также их последствия в условиях функционирования предприятия. По этой причине автор счел возможным подробнее остановиться на некоторых, с его точки зрения, важнейших моментах темы, относящихся, в основом, к наиболее острому периоду второй половины 1980-х-начала 1990-х гг. Вместе с тем, наличие опубликованной книги, а также возможность ответа на вопросы присутствующих в ходе методологического семинара позволят в известной степени решить данную проблему.

Создание: АК |