|
|
|
Предварительные замечанияА) В основе доклада – научная история Волжского автозавода (ныне ОАО «АВТОВАЗ»), который в течение последних 40 лет был не просто лидером отечественного машиностроения, но и существенным фактором экономического, социального и культурного развития страны (см.: Журавлев С.В., Зезина М.Р. Пихоя Р.Г., Соколов А.К. АВТОВАЗ между прошлым и будущим. История Волжского автозавода, 1966-2005. М., 2006) В непродолжительном по историческом меркам опыте ВАЗа, как в зеркале, отразились все свойственные советскому и постсоветскому обществу признаки: "косыгинские реформы", на смену которым пришел «застой» и нарастание проблем в экономике, затяжной кризис в условиях разрушения планово-распределительной системы в конце 80-х гг. Затем- зарождение новых рыночных отношений, выживание завода в лабиринтах новых экономических, политических, социальных реалий России рубежа ХХ - ХХ1 вв. Если учитывать формы собственности предприятия, то историю завода можно разделить на два крупных этапа: с момента создания этого госпредприятия и до официального акционирования ВАЗа 5 января 1993 г. С точки зрения основных экономических процессов, можно выделить следующие главные этапы истории предприятия: 1) 1970-1984 гг., когда в полном объеме сохранялись основы плановой экономики; 2) С 1985 г., когда, после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС была провозглашена концепция совершенствования хозяйственного механизма, форсирования НТП, осуществлялась децентрализация управления экономикой, расширение прав предприятий, внедрение хозрасчета и др. АвтоВАЗ стал одним из лидеров поиска нового хозяйственного механизма: получил право на создание в 1986 г. внешнеторговой фирмы «АвтоЛада», организовал в 1988 г. один из первых в стране коммерческих банков АВТОВАЗбанк. Этот этап заканчивается одновременно с крушением плановой социалистической экономики в 1991 г., |
||
Создание: АК | |